Ирина Носкова
Консультация для родителей «Развитие речи в предметной деятельности детей раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Включение речи взрослого в предметную деятельность ребенка должно быть осторожным и ненавязчивым. Называть словом предмет или его свойства нужно только в тот момент, когда ребенок максимально включился в действие с предметом и уже прошла фаза ориентировочно-исследовательского действия, то есть любознательность ребенка была почти удовлетворена.
Например, ребенок откусил кусочек яблока, прислушался к его хрусту, ощутил его твердость, насладился его ароматом и вкусом, обратил внимание на его цвет. Вот теперь уместны слова взрослого: красное, сладкое, твердое, вкусное яблоко.
Публикация «Консультация для родителей „Развитие речи в предметной деятельности детей раннего возраста“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Если малыш поморщился и при этом удивленно посмотрел на взрослого, необходимо сказать: «Кислое яблоко». Вздрогнул ребенок от движения колыхнувшегося шара, мать говорит: «Ветер подул». Необходимо не просто речевое сопровождение всех действий ребенка и называние предметов, с какими действует малыш, а внимательное наблюдение вначале за его реакциями, а потом и сочетание их со словом.
Очень быстро станет заметно, что ребенок при такой тактике взрослых начнет как бы просить называния предметов, их свойств словами. Не взрослые навязывают ему речевое сопровождение, а он сам становится активным в речевом взаимодействии.
Родителям не следует отвлекать детей излишними словесными высказываниями, мешать им сосредоточиться на действии. Слов не должно быть много, они должны четко фиксировать результат действия ребенка.
На втором году жизни, когда ребенок овладел отдельными предметными действиями, у него образуются целые последовательные цепочки действий (взять, открыть, сложить, достать, закрыть и т. д.). Если он сам сопровождает свои действия словами, взрослым можно осторожно вносить в его речевое высказывание какие-либо дополнения, не подавляя речевую активность ребенка и не отвлекая его от самих предметных действий.
Игры на развитие предметной деятельности
«Насыпаем — высыпаем»
Самые маленькие дети будут с удовольствием насыпать совочком песок в ведерко, пересыпать его из ведерка в формочки, ложкой или ковшиком перекладывать крупу из миски в кружечку и т. д.
В ходе игры родитель помогает малышу правильно удерживать в руке совочек (ложку, ковшик, следит за тем, чтобы песок не попадал ему в глаза или в рот; учит утрамбовывать песок лопаткой или ладошкой.
«Блинчики»
Родитель предлагает ребёнку «испечь» для кукол блинчики. Для этой цели можно использовать пластилин или тесто.
Вместе с малышом родитель скатывает из пластилина шарики, а затем расплющивает их молоточком — получаются блинчики. Затем они угощают блинчиками кукол.
«Змейка»
Родитель нанизывает на веревочку (длиной около 60 см) бусины или пуговки, катушки, пластиковые пузырьки и пр. На конце веревки взрослый делает петельку и предлагает ребенку повозить за собой «змейку».