Папки-передвижки

Развитие речи детей раннего возраста в процессе познавательно-игровой деятельности

Елена Сикачева
Развитие речи детей раннего возраста в процессе познавательно-игровой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы

Статья: РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Сикачева Елена Викторовна

Тема моей статьи - речевое развитие детей раннего возраста. Определяется оно тесной связью процессов развития речи и познавательной деятельности ребенка. Согласно взглядам отечественных психологов – таких, как Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, М. И. Лисина, Е. О. Смирновой, Д. Б. Эльконина - развитие речи выступает одним из основных условий развития ребенка. Безусловно, важнейшего фактора формирования его личности.

Публикация «Развитие речи детей раннего возраста в процессе познавательно-игровой деятельности» размещена в разделах

Очевидно, что своевременное и полноценное овладение речью является важным условием развития личности ребенка. На мой взгляд, особенно продуктивным и важным возрастным этапом является период раннего возраста. Это время активного познавания ребенком окружающего мира и в то же время, познавания возможностей языка, пополнение его словарного запаса.

Исследователь Е. А Янушко [6] указывает на то, что развитие речи тесно связано с развитием мышления ребенка. И с этим сложно не согласиться. Однако на первом году жизни мышление и речь развиваются независимо друг от друга, потому что мышление существует в форме манипуляций с предметами и предметных действий, речь – в форме лепета, эмоциональных возгласов, жестов. В возрасте около двух лет линии развития мышления и речи уже встречаются друг с другом и совпадают. Речь дает начало вербальному или речевому мышлению.

Под термином «речь» понимают вид деятельности человека, реализация мышления на основе использования средств языка [3]. Лингвисты определяют, что понятие «развитие речи» подразумевает процесс овладения речью : средствами языка (фонетикой, лексикой, грамматикой, культурой речи, стилями) и механизмами речи - ее восприятия и выражения своих мыслей [11].

Многие ученые отводят речи главную роль в процессе психического развития ребенка. И я согласна с этой точкой зрения. Например, Леонтьев А. Н. указывает на полифункциональность речи, т. е. ее коммуникативную, интеллектуальную и сигнификативную функции. Процесс развития речи, по словам А. Н. Леонтьева, это процесс действительного развития, который внутренне связан с развитием мышления и сознания. [10, с. 64].

Другой исследователь, Гвоздев А. Н. [2], в течение многих лет изучал индивидуальные особенности и закономерности детской речи. Ему важно было через изучение процесса овладения речью и языком в детском возрасте проникнуть глубже в закономерности самого языка и понять перспективы его развития. Таким образом, этот ученый основал подлинно лингвистическое направление в изучении детской речи.

Очевидно, что наиболее полное развитие речи детей раннего возраста происходит в общении со взрослыми, которое способствует разностороннему развитию ребенка [4]. И важно, чтобы это понимал каждый взрослый, способствовал ее развитию, учитывал ее особенности и трудности ребенка в освоении речи.

Существуют различные определения понятия «общения», это зависит от различных подходов и взглядов на эту проблему. Возьмем определение Лисиной М. И. Она характеризует общение как процесс передачи и приёма вербальной и невербальной информации, один из главных видов деятельности человека, направленный на познание и оценку себя посредством других людей [4, с. 15]. В этом определении, пожалуй, сконцентрирована самая суть понятия общения.

В целом, многие педагоги, психологи и социологи сходятся в том, что общение – это сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, возникающий в результате потребности совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, восприятие и понимание другого человека [5, с. 14]. Общение ребенка и взрослого имеют те же характеристики, но особенность его в том, что ребенок еще только начинает осваивать этот новый и необходимый для него вид деятельности, и потому требует особого подхода и внимания со стороны педагогов и родителей.

Речь детей раннего возраста обусловлена такими факторами, как социальные условия, психофизические особенности детей, предметно-практическая деятельность, специфика общения. Педагогический опыт показывает, как изменяется и усложняется характер общения ребенка на протяжении детства. Сначала мы видим, как он приобретает форму непосредственного эмоционального контакта, потом контакта в процессе совместной деятельности, и потом уже речевого общения. Несомненно- то, что развитие общения, его усложнение и обогащение открывает перед ребенком все новые возможности усвоения от окружающих различного рода знаний и умений. А это главный залог успешного психического развития и формирования личности в целом [4].

В научных исследованиях Е. А. Аркина доказано, что речевое общение детей со взрослыми является главным источником познания ребенком окружающего мира. В монографии «Ребенок от года до четырех лет» Е. А. Аркин прослеживает изменение словаря и грамматических форм детской речи; он объясняет психофизиологические механизмы речи, природу первых голосовых реакций, показывает взаимосвязь развития речи и интеллекта, ритмические колебания в развитии речи [1]. И здесь не может развитие идти по одному сценарию. У каждого ребенка этот «сценарий» свой. У кого-то развитие более активно и успешно, кому-то оно дается с трудом, и тогда нужно не просто участие взрослого человека, а специалиста.

«Культура речи, являясь одной из основных проблем воспитания в ранние годы, представляет собой сложнейшую задачу, требующую от педагога для своего правильного разрешения большого искусства и опыта», - пишет в своих трудах Е. А. Аркин. Он делает вывод о необходимости руководства развитием ребенка, определения его задач [1].

Мы как родители и как педагоги знаем, что речевое развитие ребенка происходит постепенно. В возрасте до 2 лет этот процесс носит по преимуществу неосознанный подражательный характер. Первоначально ребенок многое пропускает, переставляет, воспринимая то, что сильнее действует на его слух и легче произносится. К 3–4 годам речь ребенка уже сформирована и имеет лишь некоторые особенности, обусловленные психофизиологическими факторами. И это опять же - в идеале, это путь успешного развития речи ребенка. Но может быть и по-другому. Недостаток общения в раннем возрасте ведет к утрате эмоциональных контактов со взрослыми, к недоразвитости речи, к сложностям в установлении взаимоотношений с окружающими.

Роль взрослых в жизни ребенка подчеркивает Янушко Е. А. [6] Он указывает, что слово является тем «проводником», с помощью которого мысли одного человека могут быть переданы другому человеку. Именно поэтому развитие речи ребенка раннего возраста невозможно без участия взрослого. И от того, как ведет себя близкий взрослый, насколько сильно он хочет общаться с малышом, что он делает для этого, зависит развитие речи ребенка. Если взрослый постоянно обращается к малышу, знает много интересных игр и предлагает поиграть в них, с радостью поддерживает любое стремление малыша общаться, с развитием речи проблем не будет.

Следует подчеркнуть и то, что речь также выполняет функцию контроля. Это значит, что на первый план выступает способность ребенка понимать просьбы взрослого, выполнять его речевую инструкцию. На определенном этапе развития ребенок перестает действовать произвольно, он начинает владеть своим поведением. И если сегодня ребенок выполняет действия по словесной инструкции взрослого, то завтра он сможет выполнить приказ самому себе, сформулированный в собственной внутренней речи. Можно говорить о том, что выполнение речевых инструкций взрослого – это первая форма произвольного поведения ребенка.

В раннем возрасте речь ребенка в основном выражена в форме простого диалога со взрослым. Лисина М. И. выделяет несколько форм общения ребенка со взрослым. Рассмотрим их подробнее. Первая форма названа ситуативно-личностной (от 1 до 6 месяцев жизни) [4, с. 11]. Для нее характерны потребность во внимании и доброжелательности взрослого, личностное отношение и экспрессивно-мимические средства общения.

При нормальном развитии ребенка внимания взрослого ему уже становится недостаточно. Малыша начинает притягивать к себе не столько сам взрослый человек, сколько предметы, с ним связанные. Это происходит потому, что в этом возрасте складывается новая форма общения ребенка со взрослым – она называется ситуативно-деловой (до 3 лет). Если рассматривать ее подробнее, то эта форма общения отличается от предыдущей тем, что взрослый интересен ребенку не сам по себе, не своим вниманием и доброжелательным отношением, а тем, что у него есть разные предметы и он умеет что-то с ними делать. То есть ребенку интересны «деловые» качества взрослого и, следовательно, деловые мотивы общения выходят на первый план.

Общение между малышом и взрослым на этом этапе становится более сложным и богатым. Ребенок уже может самостоятельно ходить, играть с предметами. Все это приводит к тому, что к экспрессивно-мимическим добавляются предметно-действенные средства общения – дети в раннем возрасте активно пользуются жестами, позами, выразительными движениями.

Две первые формы общения называют ситуативными, потому что они непосредственно связаны с конкретной ситуацией. Развитие речи делает возможным следующий этап в развитии общения ребенка со взрослым. Он заключается в том, что общение уже не ограничивается наглядной ситуацией. Например, ребенок и взрослый могут говорить о дожде, о зиме, о солнышке. То есть предметом общения ребенка со взрослым могут стать такие явления и события, которые нельзя увидеть в конкретной ситуации. Ребенок может уже говорить о собственных переживаниях, планах, отношениях к чему-то, воспоминать что-то.

Далее общение со взрослыми вплетается в новую деятельность – исследователи ее называют предметно-манипулятивной. На центральное место выдвигается деловой мотив, т. к. ребенка со взрослыми связывает общее дело. Ученые суть этой формы определяют так: ведущее положение при ситуативно-деловой форме общения занимают коммуникативные операции предметно-действенного вида (локомоторные и предметные движения; позы, используемые для целей общения).

Рассмотрим следующий этап развития - внеситуативное общение. Оно становится возможным только благодаря тому, что ребенок овладевает активной речью. Ведь речь - это единственное и универсальное средство, позволяющее человеку создать образы и представления о предметах, который в данный момент перед глазами нет. Такое общение, содержание которого выходит за пределы ситуации, называется внеситуативным.

Таким образом, педагогический опыт дает возможность видеть результат развития речи ребенка во взаимодействии со взрослыми. Ребенок подражает взрослым, он пытается понять те слова и выражения, которые ему незнакомы, он задает много вопросов, переспрашивает, старается произнести даже те слова, которые ему пока не понятны или которые он произнести пока не может. Это «речевое» любопытство говорит о том, что ребенок пусть и несознательно, но стремится к развитию своего речевого аппарата, происходит сложный и в то же время очень интересный процесс развития его мышления. Ему еще сложно выстраивать логические цепочки, осмысливать причины или последствия того или иного события, но в процессе общения с родителями, воспитателями в детском саду ребенок уже стремится к тому, чтобы самостоятельно делать выводы, давать оценки событиям или явлениям, высказывать свое мнение. И чтобы этот процесс был успешным, активным, эффективным, взрослому нужно обязательно адекватно реагировать на речь ребенка, его обращения, просьбы, вопросы, высказывания. Развитие речи – это всего лишь один аспект в развитии и формировании личности, он очень тесно связан с нравственным воспитанием, развитием интеллекта, физической закалкой, эмоциональным становлением. Просто во всех этих ипостасях язык является главным средством общения с малышом. Таким образом, наиболее полное развитие речи детей раннего возраста происходит в тесном общении со взрослыми. И это способствует разностороннему, активному и полноценному развитию ребенка.

Литература

1. Аркин, Е. А. Ребёнок в дошкольные годы / А. В. Запорожца, В. В. Давыдова. – Издательство «Просвещение». – Москва : 1998. – 167 с.

2. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи. Москва. – 1991. – 198 с.

3. Леонтьев, А. Н. Проблемы развития психики. М. : Изд-во МГУ, 1981.-584 с.

4. Лисина, М. И. Изучение общения с окружающими людьми у детей раннего и дошкольного возраста // Советская педагогика. – 1990. – № 1. – С. 29-35

5. Смирнова, Е. О. Особенности общения с дошкольниками: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – Москва : Издательский центр «Академия», 2000. – 160 с.

6. Янушко, Е. А. Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5– 3 лет: Теревинф; Москва : 2013. – 264 с.

Публикации по теме:

Развитие связной речи детей дошкольного возраста средствами игровой деятельности «Развитие связной речи детей дошкольного возраста средствами игровой деятельности» В. Ю. Бутусова, воспитатель МБДОУ детский сад «Снежинка».

Проект по развитию речи «Развитие речи детей в игровой деятельности» для детей старшего дошкольного возраста МДОУ Старомайнский детский сад № 5 Проект по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста «Развитие речи детей в игровой.

Проект «Развитие речи детей среднего дошкольного возраста посредством игровой деятельности» Введение Развитие речи и языка должно лежать в основе всей системы воспитания в детском саду. Тихеева Е. И. Речь - великий дар природы,.

Консультация «Развитие детей раннего возраста в игровой деятельности» Тема: Развитие детей раннего возраста в игровой деятельности Выполнила: Бровкина М. А. МОУ детский сад № 362 Дзержинский район.

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности Речь – чудесный дар природы – не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые должны приложить.

Развитие речи у детей раннего возраста в игровой деятельности на основе инновационных технологий Автор: воспитатель Галкина Наталья Алексеевна МБДОУ Малозиновьевский детский сад «Ласточка» В Федеральном образовательном стандарте дошкольного.

Самообразование «Развитие речи в игровой деятельности у детей дошкольного возраста» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1 «Колокольчик» «ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГА».

Семинар-практикум «Развитие речи детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 14» СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ.

Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста посредством игровой деятельности Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством игровой деятельности. «Ранний возраст - «золотая пора» сенсорного развития, так считал.

Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством игровой деятельности Актуальность В современном мире возникает необходимость выделить в содержании работы с детьми раннего возраста аспекты социально–личностного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие речи детей раннего возраста в процессе познавательно-игровой деятельности
Опубликовано: 16 октября 2019 в 16:12
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие речи детей раннего возраста в процессе познавательно-игровой деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Елена Сикачева (УИ 171484) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД