Получи документы

Развитие речи детей раннего возраста в процессе познавательно-игровой деятельности

Елена Сикачева
Развитие речи детей раннего возраста в процессе познавательно-игровой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы

Данная статья посвящена проблеме развития речи, которая определяет прежде всего уникальную роль в становлении личности ребенка раннего дошкольного возраста.

Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как единое целое, где сходятся различные линии психического развития – мышление, память, воображение, эмоции. Не единожды психологи, философы, лингвисты отмечали, что, являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры, переходящей от поколения к поколению, а также важным условием воспитания и обучения ребенка.

Публикация «Развитие речи детей раннего возраста в процессе познавательно-игровой деятельности» размещена в разделах

Речь активно формируется уже в раннем возрасте и является основой для познавательного развития в дошкольном возрасте. Выдающиеся педагоги и психологи (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, М. Монтессори, Д. Б. Эльконин и др.) показали значимость развития языка в раннем возрасте, охватывающего сенситивные периоды различных функций в психическом развитии ребенка.

Очевидно, что ранний возраст - это период наиболее активного развития организма. Те изменения, которые происходят в развитии ребенка в первые три года, столь значительны, что некоторые психологи, именно возраст три года называют «золотой серединой» в психическом развитии ребенка. Одним из основных достижений данного возраста является развитие речи.

Исследовав проблему речевого развития детей третьего года жизни в отечественной и зарубежной психологи, мы пришли к пониманию различия их взглядов. Отечественные психологи Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев считают, что речь оказывает значительное влияние на умственное развитие ребенка, она является средством передачи информации, выступает как деятельность. Зарубежные психологи Ж. Пиаже, В. Штерн указывают, что речь ребенка направлена исключительно на себя, тем самым, не выполняет коммуникативных функций. Возникновение речи обусловлено врожденными задатками, генетически ее развитие строится на основе подражания речи взрослых. Западные исследователи демонстрируют узкий и односторонний подход к изучению вопроса развития речи детей. Мы придерживаемся более широкого понимания процессов развития речи у детей и реализуем комплексный подход в решении педагогических и воспитательных задач.

Как показывает практика и как показывают научные исследования, желание и необходимость говорить возникают у детей при двух важных условиях: потребности в общении со взрослым и потребности в овладении предметом, который требуется назвать.

По нашему мнению, именно в три года речевые указания взрослых начинают регулировать поведение ребенка, влиять на него в разных условиях, вызывать и прекращать его действия. Как показывает личная практика, понимание ребенком речи взрослых в этот период качественно изменяется. Ребенок не только понимает отдельные слова, но становится способным выполнять предметные действия по инструкции взрослого. Он начинает с интересом слушать разговоры взрослых, стремясь понять, о чем они говорят. В это время дети активно слушают сказки, рассказы, стихи - и не только детские, но и труднодоступные по смыслу.

Именно в этом возрасте ребёнка нужно научить самостоятельно пользоваться словами, стимулируя его речевую активность. Каким образом этого можно достичь?

В настоящий момент дошкольные образовательные учреждения переходят на новый уровень развития и пересматривают содержание дошкольного образования. Приняты новые Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования, в которых одним из главных направлений в педагогике в рамках модернизации специального образования обозначена работа с детьми раннего возраста по активизации речевой деятельности, профилактике и предупреждению возникновения различных речевых нарушений.

Настоящую и полноценную помощь малышу может оказать окружение в лице взрослых, используя в игровой и предметно-практической деятельности с ребёнком специальные приёмы и методы для стимулирования вербальной активности и речевого общения.

Что используем в своей работе мы? В развитии речи дошкольников, несомненно, очень важны игровые приемы и просто эмоциональность при подаче материала, например, интригующая интонация голоса при вопросе, обеспокоенная интонация при постановке трудного задания, использование шутки при объяснении задания. Яркие эмоции повышают внимание и интерес детей к игре, в результате чего активизируются все речевые процессы (упражнение на классификацию предметов, игру «Не зевай!», проводимую в кругу с мячом, с разыгрыванием фантов). На занятии можно задавать шутливые вопросы, использовать небылицы, перевертыши, игру «Так или не так», игровой персонаж (внести Карлсона, куклу, использовать в качестве оценки фишки, фанты, аплодисменты.

Без сомнения, усиливают эмоциональное воздействие учебного материала такие приемы, как действия по выбору (составь рассказ по одной из двух картин; расскажи стихотворение, которое тебе нравится). Особенно вызывают интерес и усиливают внимание детей к речевому материалу элементы соревнования («Кто скажет больше слов?», «Кто лучше скажет?», «Кто знает, как это называется?», а также новизна атрибутов, красочность, занимательность сюжетов игр.

По нашему мнению, дидактическая игра является не только благоприятным условием для развития речи малышей, но и эффективным средством воздействия на качество детской речи. Каждая игра особенна по-своему. Ролевые игры помогают детям обретать самостоятельность, использовать в речи профессиональный язык педагога, доктора, строителя, домохозяйки. Если в игре участвует педагог, это вдвойне способствует обогащению словаря детей, а также воспитанию культуры речи.

Строительные игры обогащают и активизируют словарь детей за счет наиболее трудных для дошкольников слов: обозначений качества, величины, пространства (внизу, вверху, внутри, сзади, большой, маленький, тяжелый, длинный и др., терминов (аллея, перекрытие, шифер и т. д.). Уверена, что подвижные музыкальные игры с текстом, игры-драматизации формируют выразительность детской речи, вырабатывают правильный темп и дыхание, дикцию. По опыту знаю, что в процессе многих игр дети знакомятся с художественными текстами, запоминают их и в дальнейшем используют самостоятельно. Дидактическая игра применяется для закрепления знаний об окружающем и соответствующего словаря, тренировки речевых умений и навыков (построить фразу, подобрать слово, составить рассказ и т. д.).

В некоторые из тех игр, с которыми детей знакомят на занятиях (например, «Черное и белое», «Наоборот» и др., они постепенно начинают играть самостоятельно. Более сложные дидактические игры, которые требуют четкой роли ведущего («От какого растения лист?», «Летает — плавает», «Угадай, кто это?», воспитатель организует сам. Детям нужно предоставлять для самостоятельного пользования настольные дидактические игры, в том числе и спортивные, которые способствуют усвоению специальных выражений, приучают к сдержанной разговорной речи.

Для изучения развития речи детей раннего возраста мы применили комплекс методик, разработанный Е. М. Мастюковой и А. Г. Московкиной Данный комплекс состоит из следующих методик:

1. «Изучение понимания речи»

Цель: выявить уровень восприятия речи взрослого.

2. «Найди игрушку»

Цель: выявить понимание речи взрослого. Материал: различные знакомые предметы (игрушки, пирамидки, куклы и т. д.)

3. «Кто это»

Цель: выявить объем активного словаря.

4. «Назови, что ты видишь»

Цель: Выявить состояние звукопроизношения.

5. «Расскажи по картинке»

Цель: определить уровень активного словарного запаса детей.

6. «Опиши картинку»

Цель: выявить состояние контекстной речи.

7. «Опиши картинку»

Цель: выявить состояние грамматического строя, речи.

С учетом выявленных особенностей мы осуществили подбор познавательно-игровых форм и методов работы по оптимизации процесса развития речи у детей раннего возраста и определили способы и содержание развивающей работы, направленные на формирование речи.

Таким образом, можно сделать вывод, что познавательно-игровая деятельность стимулирует развитие активного и пассивного словаря, а также способствует закреплению знаний, полученных на занятиях.

Игра является естественной потребностью ребенка раннего возраста, средством взаимодействия с окружающим миром и совместной деятельности детей. С помощью нее создаётся такой положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно. В процессе игры можно выявить индивидуальные способности и личностные качества ребёнка, которые позволят определить уровень его актуального и ближайшего развития в овладении речью. Эти знания помогут педагогу для построения дальнейшей эффективной работы в обогащении и развитии речевого словаря у ребенка раннего возраста.

Литература

1. Гвоздев Н. А. Вопросы изучения детской речи / Н. А. Гвоздев. - СПб. : Детство - Пресс, 2007. - 472 с.

2. Левина Р. Е. Воспитание правильной речи у детей. - М. : Юнити, 2001. -107 с.

3. Усова, А. П. Роль игры в воспитании детей [Текст] / А. П. Усова; под ред. А. В. Запорожца. - М., 2006. - 342 с.

Публикации по теме:

Развитие связной речи детей дошкольного возраста средствами игровой деятельности «Развитие связной речи детей дошкольного возраста средствами игровой деятельности» В. Ю. Бутусова, воспитатель МБДОУ детский сад «Снежинка».

Проект по развитию речи «Развитие речи детей в игровой деятельности» для детей старшего дошкольного возраста МДОУ Старомайнский детский сад № 5 Проект по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста «Развитие речи детей в игровой.

Проект «Развитие речи детей среднего дошкольного возраста посредством игровой деятельности» Введение Развитие речи и языка должно лежать в основе всей системы воспитания в детском саду. Тихеева Е. И. Речь - великий дар природы,.

Консультация «Развитие детей раннего возраста в игровой деятельности» Тема: Развитие детей раннего возраста в игровой деятельности Выполнила: Бровкина М. А. МОУ детский сад № 362 Дзержинский район.

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности Речь – чудесный дар природы – не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые должны приложить.

Развитие речи у детей раннего возраста в игровой деятельности на основе инновационных технологий Автор: воспитатель Галкина Наталья Алексеевна МБДОУ Малозиновьевский детский сад «Ласточка» В Федеральном образовательном стандарте дошкольного.

Самообразование «Развитие речи в игровой деятельности у детей дошкольного возраста» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1 «Колокольчик» «ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГА».

Семинар-практикум «Развитие речи детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 14» СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ.

Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста посредством игровой деятельности Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством игровой деятельности. «Ранний возраст - «золотая пора» сенсорного развития, так считал.

Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством игровой деятельности Актуальность В современном мире возникает необходимость выделить в содержании работы с детьми раннего возраста аспекты социально–личностного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие речи детей раннего возраста в процессе познавательно-игровой деятельности
Опубликовано: 16 октября 2019 в 18:10
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие речи детей раннего возраста в процессе познавательно-игровой деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Елена Сикачева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД