Наида Алескерова
Консультация для родителей «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Группа раннего возраста Консультация для родителей
«Развитие речи детей младшего дошкольного возраста»
МДОУ «Детский сад № 152»
Воспитатель: Алескерова Н. З.
2019 УЧЕБНЫЙ ГОД
«Развитие речи детей и младшего дошкольного возраста»
Темочки:
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации для родителей
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2019
Воспитание и обучение детей раннего и дошкольного возраста проходит комплексно. Это означает создание оптимальных условий для одновременного развития речи, мышления, памяти и других познавательных процессов. Развитие речевого общения происходит не только на специально организованных занятиях, но и в ходе игр рисования, лепки, конструирования и других видов детской деятельности. Развитию общения способствует также взаимодействие детей друг с другом. Посредством речи взрослый знакомит детей с окружающим их с миром, обучает игровым действиям, воспитывает определенные навыки поведения.
Формирование собственной активной речи ребенка предполагает овладение им лексико- грамматической стороной речи и развитие форм и функций речи. Расширение словаря детей осуществляется за счет слов, обозначающих предметы, действия, признаки.
Одновременно с расширением словаря проводится работа по развитию понимания значений слов: ребенок начинает понимать, что каждый предмет, действие, признак имеют свои названия. Также он начинает вычленять и понимать окончание слов, передающие грамматическое значение, и т. д.
Конкретная работа с детьми раннего возраста направлена на активизацию их словаря и овладение ими фразовой речью. По звуко-слоговой структуре словарь активизируется в следующем порядке: слова из повторяющихся слогов типа ля-ля, дя- дя, та- та, на- на, и т. д. ; звукоподражания: аф- аф, би- би, и т. д. ; двусложные слова с открытыми слогами типа вата, Вова, Нина, вода. коза и т. д. ; трехсложные слова с открытыми слогами; молоко, собака, ходила и т. д.
Овладение фразовой речью происходит поэтапно. Сначала дети научаются обращаться с просьбой («Дай то-то»; «Тетя, дай то-то», затем с предложением сотрудничества(«Давай играть) и, наконец, с сообщением («Мишка. Мишка плачет») и с вопросом («Где Ляля»).
Приемы обучения детей дошкольного возраста
Основные методы обучения, так же как и содержание обучения, определяются особенностями мышления детей раннего возраста, которое носит наглядно-действенный и наглядно-образный характер.
Развитие речи детей происходит в процессе ознакомления их с предметами и явлениями окружающего мира. Учитывая сказанное, к характерным методическим приемам обучения детей раннего возраста можно отнести следующие:
- показ предмета (игрушки) и его название;
- рассматривание предмета;
- показ действий с предметами и их название;
- показ картинок с изображением отдельных предметов;
Воспитывая умение прислушиваться к речи взрослого, следует активно побуждать ребенка отвечать не только движениями, но и словами, речью.
Рекомендуется использовать следующие игры и упражнения:
Игры с пирамидками
Игры с мячами шарами
Подбор парных картинок
Дыхательные и голосовые упражнения
Развитие мелкой моторики
Задачи развития речи детей младшего возраста :
1. учить детей употреблять в самостоятельной речи придаточные предложения типа; чтобы пить, чтобы слушать, чтобы смотреть, ответах на вопросы взрослого начинающиеся, со слов: «Зачем нужен (рот, уши, глаза?») Обратим внимание: не все сложноподчиненное предложение, а лишь его часть- должен дать ребенок в ответе.
2. учить детей употреблять слова в полной и уменьшительно-ласкательной форме: зайка, зайчик, мишка, мишутка и т. д. С целью получения разных ответов на один и тот же вопрос побуждает детей такими обращениями : «А как можно назвать зайца (медведя и т. д.) ласково?».
3. активизировать в речи детей простейшие фразы из сказок в ходе их инсценировок: «Я-волк» - «Я-лиса» - «Иди к нам жить»(русская народная сказка «Теремок»)
4. обучают детей произвольному запоминанию коротких стихов, потешек.
5. По мере ознакомления детей со своей группой, с помещениями детского сада развивают ориентировку в окружающем: понимание расположения предметов в пространстве относительно друг друга в пределах групповой комнаты, усваивание их названий и по мере усвоения использование в коммуникативных целях (на окне, на столе, на полке, в шкафу и т. д.
Ознакомление детей с художественной литературой
Особым приемом развития речи детей будет являться ознакомление с художественной литературой.
Литературные произведения оказывает большое влияние на развитие детей. В детских садах детям читают сказки рассказы, беседуют с ними о прочитанном, учат их пересказывать и т. д. При этом важную роль играют произведения фольклора (устное народное творчество) : пословицы, поговорки, потешки, загадки, сказки.
Развитие речи происходит также и во время трудовой изобразительной деятельности игр:
- Сюжетно-ролевых
- Дидактических
-Подвижных
Результаты обучения
В результате обучения дети приобретают следующие навыки речевого общения:
-осознанно воспринимают речь взрослых (вслушиваться в речь окружающих)
-понимать и уметь употреблять грамматические формы единственного и множественного числа (один- много);
-уметь активно пользоваться словарем из пройденных тем, перенося подходящие слова из одной темы в другую;
-задавать простые вопросы: кто (что) это? Где была? Куда ходила?;
-запоминать и рассказывать с помощью логопеда простые потешки, короткие стишки, сопровождающиеся движениями («Сорока-ворона», «Ладушки», «Киска» и т. д.);
-включать ответы придаточные предложения.
К концу первого года обучения дети должны овладеть следующими навыками и умениями:
свободно пользоваться ситуативной речью в общении друг с другом и со взрослыми в ходе совместной деятельности (в игре, на прогулке, и в других бытовых ситуациях);
выступать инициаторами общения со взрослыми и со сверстниками;
запоминать и рассказывать сказки, потешки, стихи, принимая участие в совместной речевой деятельности со взрослыми (взрослый начинает – ребенок добавляет слово или словосочетание в знакомом тексте).
Самыми важными достижениями ребенка за учебный год следует считать следующие: накопление определенных речевых средств и овладение умением пользоваться ими в общении с окружающими, усвоение лексических и некоторых грамматических значений слов и правильное употребление их в организационной учебной ситуации и вне ее, овладение некоторыми простыми структурами предложений в побудительной и повествовательной форме.