Ирина Потапова
Консультация для воспитателей. Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста
Консультация для воспитателей
Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста
Общеизвестно, что детям младшего дошкольного возраста постоянно дается образец, который может стать шаблоном в плохом смысле этого слова. Полезнее строить обучение, чтобы оно предусматривало вариативность, совместное составление предложений, введение синонимической замены слов и словосочетаний. Тогда можно ожидать, что в конце года произойдут существенные изменения в речи детей.
Публикация «Консультация для воспитателей, Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Средняя группа
- Темочки
В младшей группе надо чаще использовать не образец рассказа взрослого, а совместное рассказывание, когда ребенок дает свой вариант окончания предложения (рассказа). Взрослый начинает предложение, а ребенок его заканчивает: «Это. (заяц). У него есть. (братья, сестры). Как-то раз. (пошли они на прогулку) и стали играть. (в прятки). У старшего зайчика были самые длинные уши, поэтому. (его сразу нашли). Зайцам было. (очень весело)».
Можно сравнивать два предмета, когда воспитатель говорит об одном предмете, ребенок о другом. Для сравнений можно взять кукол в разной одежде, медведей разной окраски, разных животных — лису и зайца, волка и медведя, а затем составить совместный рассказ, совмещая описание персонажей и их приключения, т. е. включая повествовательные элементы (сюжет).
Прежде всего, необходимо учить детей элементарным способам связи двух или нескольких предложений в контексте сюжет ного рассказа. В занятия по развитию речи надо включать задания на формирование цепной местоименной связи, когда взрослый начинает рассказывать, задавая цепную местоименную связь, а дети продолжают рассказ: «Кошка лежит на полу. Она. спит» и на лексический повтор: «Кошка спит. У кошки.».
С первых занятий необходимо формировать у детей представление об элементарной структуре высказывания (описательного и повествовательного типа). В описании должно быть начало (называние объекта, середина (микротемы: перечисление признаков, качеств и действий предмета, конец (общая оценка описываемого объекта). В повествовании также должны присутствовать три структурные части: начало (введение в действие, середина (развитие сюжета, конец (завершение события).
В дидактических играх «Разложи картинки», «Кто что умеет делать?» дети учатся правильно называть начало и конец действия, а также подбирать глаголы, обозначающие характерные действия животных (белочка скачет, прыгает, грызет орешки, сушит грибы; кошка мяукает, мурлычет, царапается, пьет молоко, ловит мышей, играет с клубком; зайчик прыгает, прячется, боится, грызет морковку).
Умению видеть начало и конец действий способствуют задания на раскладывание картинок, изображающие действия персонажей в их последовательности: мальчик строит что-то из кубиков — потом собирает игрушки; ребятки идут в лес — собирают грибы — уходят домой с полными корзинками. Упражнения на называние последующих действий помогают детям усвоить логическую последовательность рассказа: «Скажи, что сейчас делает девочка (мальчик, кукла, другой персонаж) и что будет делать потом?»
В дидактической игре «Добавь слово» взрослый называет начало действия, а дети — его продолжение: «Зайчик испугался и. (побежал, спрятался)», «Девочка обиделась и. (ушла, заплакала)». В таких играх надо обращать внимание на интонацию законченности предложения.
Упражнение «Разложи картинки»
Цель: выделять начало и конец действия и правильно называть их.
Воспитатель показывает детям две картинки, изображающие два последовательных действия: мальчик спит и делает зарядку; девочка обедает и моет посуду; мама стирает и вешает белье и. т. п. Ребенок должен назвать действия персонажей и составить короткий рассказ, в котором четко должны определены начало и конец действия.
Литература
1. Ушакова О С. Теория и практика развития речи дошкольника. М, 2008.
2. Ушакова О. С. Развитие речи детей дошкольного возраста. Газета «Дошкольное образование», № 4/2001.
3. Ушакова О. С. Рассказы про зверят. Набор сюжетных картинок по развитию связной речи. М. : Карапуз, 2001.
4. Радлов Н. Э. Рассказы в картинках. М. : Мелик-Пашаев, 2010.