Безрукова Марина
Консультация для родителей «Развитие речи детей младшего возраста»
Воспитатель: Добрый вечер,уважаемые родители!
Мы рады встрече с вами. Спасибо, что Вы нашли время и пришли на родительское собрание.
Тема нашей встречи «Развитие речи детей четвертого года жизни».
Публикация «Консультация для родителей „Развитие речи детей младшего возраста“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Учитывая то, что семье принадлежит ведущая роль в развитии ребенка, семья является источником, который питает человека с рождения, знакомит его с окружающим миром, дает ребенку первые знания и умения, мы призываем Вас к сотрудничеству и взаимодействию. Только вместе, только совместными усилиями родителей и детского сада мы можем решить любые проблемы в воспитании и развитии ребенка.
Сегодня нам предстоит разговор о развитии одного из важнейших познавательных процессов человека – речи. Речь как исторически сложившаяся форма общения развивается в дошкольном возрасте по двум взаимосвязанным направлениям.
Во – первых, совершенствуются её практическое употребление в процессе общения ребенка со взрослыми и сверстниками.
Во – вторых, речь становиться основной перестройкой мыслительных процессов и превращается в орудие мышления.
Основная задача речевого развития детей – это овладение нормами и правилами родного языка, определенными для каждого возраста, а также развитие у детей коммуникативных способностей, т. е. способностей общаться.
Сам ребенок овладевает речью только в процессе общениия со взрослыми. Речевое развитие, которое ребенок получает в семье в самые первые годы жизни, является одной из основ для перехода к обучению в школе.
Нарушение речи отражается на формирование детского характера, так как не исправленный вовремя речевой дефект делает ребенка неуверенным в себе, замкнутым, раздражительным. Всё психическое развитие ребенка зависит от формирование его речи. Ни для кого не секрет, какой отпечаток накладывается на психический склад детей отсутствие речи или её патология.
С помощью речи взрослые определяют и направляют поведение ребенка, передают ему просьбы, объясняют, как он должен себя вести и т. д. Благодаря речи дети овладевают нормами общественного поведения.
Известно, что дети даже без специального обучения с самого раннего возраста проявляют большой интерес к речи. Но при стихийном развитии лишь немногие дети достигают высокого уровня.
Развитие речи прямо влияет на развитие мышления. По высказыванию ребенка можно судить насколько он владеет богатством родного языка, его грамматическим строем, каков уровень умственного, эстетического и эмоционального развития.
Таким образом, овладение родным языком рассматривается как стержень полноценного формирования личности ребенка. Поэтому основные задачи развития речи должны решаться на протяжении всего дошкольного возраста. Чем мы и занимаемся с детьми. Это:
1. Воспитание звуковой культуры речи – произношение звуков
2. Словарная работа
3. Формирование грамматического строя речи
4. Обучение рассказыванию – связная речь
Развивающая речевая среда способствует тому, чтобы помогать детям общаться со знакомыми взрослыми и сверстниками посредством поручений (спроси, выясни, предложи помощь, поблагодари и т. п.).
Мы, взрослые, подсказывать детям образцы обращения к взрослым, зашедшим в группу: «Скажите: „Проходите, пожалуйста"», «Предложите: „Хотите посмотреть. "», «Спросите: „Понравились ли наши рисунки?"»
В быту, в самостоятельных играх помогать детям посредством речи взаимодействовать и налаживать контакты друг с другом : «Посоветуй Мите перевозить кубики на большой машине», «Предложи Саше сделать ворота пошире», «Скажи: „Стыдно драться! Ты уже большой"».
Предоставлять детям для самостоятельного рассматривания картинки, книги, рекламные буклеты,наборы предметов в целях развития инициативной речи, обогащения и уточнения представлений о предметах ближайшего окружения.
Продолжать приучать детей слушать рассказы о забавных случаях и житейских ситуациях, понятных младшим дошкольникам; о проказах животных (кошки, собаки, вороны); об интересной прогулке.
Проблема формирование словаря многогранна:
На основе обогащения представлений о ближайшем окружении мы продолжаем расширять и активизировать словарный запас детей. Уточнять названия и назначение предметов одежды, обуви, головных уборов, посуды, мебели, видов транспорта.
Также, учим различать и называть существенные детали и части предметов (у платья — рукава, воротник, карманы, пуговицы, качества (цвет и его оттенки, форма, размер, особенности поверхности (гладкая, пушистая, шероховатая, некоторые материалы и их свойства (бумага легко рвется и размокает, стеклянные предметы бьются, резиновые игрушки после сжимания восстанавливают первоначальную форму, местоположение (за окном, высоко, далеко, под шкафом). Обращаем внимание детей на некоторые сходные по назначению предметы (тарелка - блюдце, стул -табурет - скамеечка, шуба - пальто -дубленка). Учим понимать обобщающие слова (одежда, посуда, мебель, овощи, фрукты, птицы и т. п.); называть части суток (утро, день, вечер, ночь); различать по внешнему виду домашних животных и их детенышей, овощи и фрукты.
Работа по формированию звуковой культуры речи заключается в следующих задачах:
Учить отчетливо произносить слова и короткие фразы, говорить спокойно, с естественными интонациями, развивать речевой аппарат (подвижность языка, губ при помощи простых упражнений, например: «Язычок спрятался, показался», «Язычок красит стены в своём домике», «Язычок выглядывает, нет ли дождика»);
• Поощрять звукоподражание, звуковое сопровождение игровых действий в играх: «Лошадка», «Паровоз», «Как гудит машина?», «Как рычит медведь?»…
• Упражнять в правильном произношении гласных и согласных звуков (не допускать сюсюканье). Можно повторять с детьми чистоговорки, например: «Баю, баю, баю – куколку качаю», «Люли, люли, люли – куколки уснули», «Шапка, да шубка – вот и весь Мишутка».
• Развивать фонематический слух (в играх «Угадай, что звучит?», «Кто тебя позвал?»).
• Развивать речевое дыхание : исполнение длинных песенок (предлагать длительно (2-3 сек) на одном дыхании произносить звук на выдохе: «а-а-а-а», «у-у-у»).
• Развивать речь и мелкую моторику в пальчиковых играх.
Очень хорошо, когда ребёнок слышит правильную речь, произведения художественной литературы, устное народное творчество.
Словарная работа тесно связана с работой по совершенствованию
грамматического строя речи. Она направлена на:
• Развитие умения согласовывать слова в предложении;
• употребление ласкательно-уменьшительных слов;
• употребление прилагательных, глаголов.
Здесь можно предложить следующие задания задания:
• «Один – много» : матрёшка-матрёшки, машина-машины.
• «Назови детёныша» : кошка-котёнок, утка-утёнок, медведь-медвежонок, собака-щенок…
• «Скажи ласково» : дом – домик, стол-(столик, ложка-(ложечка, стул-(стульчик).
Постепенно помогать детям получать из нераспространенных простых предложений (состоят только из подлежащего и сказуемого) распространенные путем введения в них определений, дополнений, обстоятельств; составлять предложения с однородными членами («Мы пойдем в зоопарк и увидим слона, зебру и тигра»).
На данном этапе развития речи детей(3-4года) не ставится задача обучения рассказыванию, но уже проводится подготовительная работа.
Диалог-первая ступень в развитие связной речи. Вовлекать детей в разговор во время рассматривания предметов, картин, иллюстраций; наблюдений за живыми объектами, строительством; после просмотра спектаклей, мультфильмов, мы обучаем умению вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него, говорить в нормальном темпе, не перебивая говорящего взрослого, а также обучаем детей задавать вопросы.
Стараемся вызвать потребность делиться своими впечатлениями со знакомыми взрослыми или детьми (что и где видел; что за аппликация на костюме; кто купил книжку, обновку). Постоянно напоминаем детям о необходимости говорить «спасибо», «здравствуйте», «до свидания», «спокойной ночи» (в семье, группе, упражняем в употреблении соответствующих форм словесной вежливости. Помогаем доброжелательно общаться друг с другом. Побуждаем участвовать в драматизации хорошо знакомых сказок.
К концу года дети могут
• По своей инициативе и при заинтересованной поддержке взрослого рассказать о том, что видели, куда ходили, что случилось.
• С интересом рассматривать сюжетные картинки.
• Отвечать на разнообразные вопросы взрослого, касающиеся ближайшего окружения, используя в речи практически все части речи, простые нераспространенные предложения и предложения с однородными членами.
• С помощью взрослого, используя фигурки настольного театра, драматизировать отрывки из знакомых сказок.
Вот такая работа ведётся нами повседневно во время организованной образовательной деятельности, в ходе режимных моментов и во время самостоятельной деятельности детей.
А сейчас предлагаем вам ответить на несколько вопросов анкеты, отвечая на которые, вы для себя можете отметить, что ещё необходимо делать, чтобы речь ребёнка развивалась, становилась богаче и правильнее. Без вашей помощи, уважаемые родители, нам не обойтись.
Анкета для родителей по развитию речи ребенка
1. Читаете ли вы своему ребенку сказки, стихи, рассказы?
а) читаем много, постоянно;
б) читаем, но редко;
в) не читаем.
2. Любит ли слушать ребенок, когда ему читают?
а) любит и подолгу слушает;
б) когда как;
в) не любит.
3. Что больше нравиться вашему ребенку:
а) сказки;
б) стихи;
в) рассказы.
4. После чтения рассказа или сказки может ли ребнок ее рассказать?
а) да, рассказывает, как ему читали;
б) рассказывает, но на свой лад;
в) частично рассказывает сказку;
г) не рассказывает.
5. Есть ли у ребенка потребность к творчеству?
а) есть;
б) проявляется, но изредка;
в) очень редко.
6. Играете ли вы со своим ребенком в игры по развитию речи?
а) да
б) нет
Рекомендации к развитию речи у детей
1. Старайтесь больше читать малышу. Необязательно выбирать для этого длинные сказки. Можно ограничиться маленькими стишками и загадками.
2. Ограничьте просмотр телевизора ребенком до минимума.
3. Всегда при ребёнке называйте предмет или действие. Например, телевизор – разговаривает, птички – поют, собака ест и т. д. так же перед тем как пойдёте гулять, обязательно говорите, что будете делать во время прогулки.
4. Смотрите картинки в книжках и вместе изучайте их, комментируя: кошка сидит, солнышко светит, цветы растут.
5. При играх с малышом всегда говорите что делаете. Например: вот я беру один кружок от пирамидки и одеваю на основу, теперь я возьму другой и одену поверх первого и т. д. можно при этом называть какого цвета кружки.
6. Изучайте игрушки. Например, вы спрятали что-то,а потом предложите крохе поискать вместе с вами.
7. Займитесь с ребёнком играми, которые помогут развить моторику. Например, лепите фигурки из пластилина, делайте аппликации и т. д.
8. Во время обучения ребёнка разговаривать уделяйте ему больше своего свободного времени и используйте для обучения игры. Чем больше вы будете разговаривать с ребенком, тем быстрее он заговорит.