Елена Григорьева
Консультация по развитию речи для родителей детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация по развитию речи для родителей детей младшего дошкольного возраста.
Известно, что именно в раннем возрасте (до 3-4 лет) наилучшим образом развиваются многие психические функции. Тема раннего развития детей очень популярна, и проблема развития речи продолжает оставаться наиболее актуальной и требует самого серьезного отношения. Время диктует свои условия: сейчас к шести годам ребенок должен не только чисто говорить, иметь довольно богатый словарный запас, уметь четко выражать свои мысли, но и читать, писать печатными буквами, уметь производить звуко-буквенный анализ слов. Поэтому, чем раньше начать занятия с ребенком, тем больших успехов можно добиться в работе. Особенно пристальное внимание требуется в случае, если ребенок отстает в речевом развитии.
Публикация «Консультация по развитию речи для родителей детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Средняя группа
- Темочки
Итак, общаясь с детьми раннего возраста следует учитывать следующие моменты:
1. Ребенок познает мир с помощью взрослого человека путем подражания
Малыши с интересом исследуют сенсорные свойства окружающих предметов: открывают и закрывают, бросают, трогают, нюхают, пробуют на вкус. Но только с помощью взрослого ребенок узнает функциональное назначение предметов нашего быта — что ложкой едят суп, а лопаткой копают песок, книжку читают, а карандашом рисуют.
Наблюдая за взрослым и повторяя его движения, действия, слова, ребенок усваивает новые навыки, учится говорить, обслуживать себя, становится более самостоятельным.
Вывод: занятия с малышами основаны на подражании взрослому, его движениям, действиям и словам, а не на объяснении, беседе, внушении.
2. В совместной деятельности ребенка и взрослого необходимо совмещать элементы игры и обучения
Дети раннего возраста активны, подвижны и любознательны. Детская непосредственность лежит в основе познания окружающего мира и общения с людьми. Обучение малышей возможно только в том случае, когда затронуты положительные эмоции ребенка. Такого эмоционального подъема можно достичь только в игре. Сознательное отношение к обучению появится позже — в старшем дошкольном возрасте. А пока. если малышу неинтересно, он просто отвернется или уйдет.
Вывод: элементы обучения необходимо вводить в специально организованные игры.
3. Чтобы новый навык закрепился, необходимо повторение
Малыши любят повторять одно и то же снова и снова. Это механизм обучения: чтобы навык закрепился, необходимо большое количество повторений, и чем сложнее навык, тем больше времени и количества повторений потребуется.
Предположение, что необходимо постоянно вносить разнообразие в игры и занятия ребенка, правильно для детей старшего возраста. А малыши более комфортно чувствуют себя в знакомой ситуации, действуют более уверенно в ходе знакомых любимых игр.
Вывод: чтобы новые знания, умения и навыки закрепились, необходимо многократное повторение пройденного.
4. Содержание материала должно соответствовать детскому опыту
Используйте знакомые малышу ситуации. Например, игра с машинкой — дети видели машины на улице; игра «Киса, киса — брысь!» — дети видели и гладили кошку.
Если же предлагается новый материал, то предварительно необходимо дать ребенку новые представления. Например, игра «Курочка с цыплятами». Маленькие городские дети часто не имеют реального представления о домашних птицах, поэтому покажите ребенку игрушки — курочку и цыплят — или картинки, немного расскажите об этих домашних птицах, а потом начинайте играть. Основные темы занятий — быт человека, животные и птицы, растения, сезонные изменения и погода и т. д. Одни и те же сюжеты закрепляются, уточняются, расширяются на разных занятиях. Повторное использование знакомых сюжетов в работе с маленькими детьми вполне оправданно и полезно.
Вывод: содержание материала для занятий с малышом требует серьезного и вдумчивого отбора (можно взять за основу раздел программы детского сада «Ознакомление с окружающим миром») .
Развитие неречевого слуха.
Неречевой (физический) слух — это улавливание и различение звуков окружающего мира (кроме звуков человеческой речи, различение звуков по громкости, а также определение источника и направления звука.
С самого рождения ребенка окружают разнообразные звуки: шум дождя, мяуканье кошки, гудки машин, музыка, человеческая речь. Слуховые впечатления, которые переживает малыш, воспринимаются им неосознанно. Ребенок пока еще не умеет управлять своим слухом, порой просто не замечает звуков.
Умение сосредоточиться на звуке (слуховое внимание) — важная способность человека, которую необходимо развивать. Она не возникает сама собой, даже если у ребенка острый слух от природы, ее нужно развивать с первых лет жизни. Именно поэтому мы предлагаем игры для развития слухового внимания и восприятия, которые научат малышей различать разнообразные звуки.
При обучении ребенка различению на слух неречевых звуков советуем соблюдать следующую последовательность:
- звуки природы: шум ветра и дождя, шелест листьев, журчание воды и др. ;
- звуки, которые издают животные и птицы;
- звуки, которые издают предметы и материалы: стук молотка, звон бокалов, скрип двери, жужжание пылесоса, тиканье часов, шуршание пакета, шорох пересыпаемой крупы, гороха, макарон и т. п. ;
- транспортные шумы: сигналы автомобилей, стук колес поезда, скрип тормозов, гудение самолета и т. п. ;
- звуки, которые издают различные звучащие игрушки: погремушки, свистульки, трещотки, пищалки;
- звуки детских музыкальных игрушек: колокольчик, барабан, бу-бен, дудочка, металлофон, гармошка, пианино и др.
Развитие движений и двигательных навыков в детстве.
В наше время почему-то мало говорят о важности формирования умений и навыков у малышей. Упор делается на знания — модно уже в раннем возрасте развивать логическое мышление, учить читать, заниматься иностранными языками. А умение пользоваться ложкой, мыть посуду, ухаживать за собой и другие навыки, так необходимые в быту и в жизни, воспринимаются как нечто простое, само собой разумеющееся.
ВЗАИМОСВЯЗЬ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЙ МОТОРИКИ ПАЛЬЦЕВ РУК И РЕЧИ
Речь – критерий психического развития ребёнка. Важной предпосылкой овладения речью ребёнком является развитие у него общей и мелкой моторики. Работы В. М. Бехтерева, А. Н. Леонтьева, П. Н. Анохина доказали влияние манипуляций рук на развитие функций высшей нервной деятельности, особенно на развитие речи, показали направленность развивающей работы : от движения к мышлению, а не наоборот.
Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, рисовать с ребёнком лепить из пластилина, глины, теста не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д.
В старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.
К сожалению, о проблемах с мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш.
Мама должна внимательно следить за ходом развития ребенка, чтобы вовремя заметить особенности и исправить ошибки. Своевременное выявление и устранение поможет избежать серьезных проблем в школе.
Условно двигательные умения и навыки можно разделить на две группы:
1. Движения и действия, совершаемые всем телом: умение ходить и бегать, спускаться и подниматься по ступенькам, лазать по лестнице, канату, кататься на роликах, коньках, велосипеде, плавать, ку-выркаться, лазать по деревьям и упражняться на турниках, играть с мячом и др. ;
2. Движения и действия, совершаемые руками: умение использовать различные инструменты — нож, ложку и вилку, ножницы, иголку, молоток, отвертку и плоскогубцы, умение шить и вязать, завязывать шнурки и застегивать пуговицы, стирать, печатать, готовить еду, гладить и складывать одежду и др.
Обе группы навыков невероятно важны в жизни любого челове-ка.
В развитии общих двигательных умений и навыков неоценимую помощь оказывает логопедическая ритмика.
Дети постепенно учатся управлять своими мышцами, движениями, обучаются напрягаться и расслабляться, вырабатывают правильную осанку, учатся преодолевать трудности и проявлять волевые усилия. Особую роль приобретает игровой компонент, поскольку он способствует сохранению внимания и интереса на протяжении всего занятия. Использование речевого материала в стихотворной форме облегчает овладение движением, так как ритм стихотворений помогает сохранить ритмичность движений.
Виды упражнений
Вводные - ходьба и маршировка. Ведется работа над дыханием, координацией движений, осанкой и т. д.
Общеразвивающие. Применяются для всестороннего воздействия на организм.
Активизирующие внимание. Направлены на развитие переключаемости, устойчивости и распределения внимания.
Регулирующие мышечный тонус. Обучают управлять своими мышцами (расслаблять их или напрягать) .
Ритмические. Даются в форме игр, драматизаций, подражаний движениям птиц и животных.
Игровые. Воспитывают инициативу, дисциплину, ловкость, чувство товарищества.
Заключительные. Направлены на переключение внимания на другую, предстоящую деятельность.
Еще одной важной частью логопедической работы является артикуляторная гимнастика - это комплекс упражнений для развития мышц артикуляторного аппарата (губ, щек, челюстей, языка, губ, неба).
Целью артикуляционной гимнастики в раннем возрасте является укрепление соответствующих мышечных групп речевого аппарата, в процессе выполнения движений. Специальные (артикуляционные) упражнения в раннем возрасте помогают подготовить ребенка к овладению звуками речи. Они необходимы для усвоения и закрепления определенных положений губ и языка, которые различны, в зависимости от произношения того или иного звука.
Проводить упражнения нужно систематически, только тогда будет достигнут нужный эффект.
Разнообразить занятия помогут картинки, детские стихотворения. Можно придумать много игр, чтобы у ребенка не угасал интерес к занятиям.