Шакирова Юлия Расимовна
Консультация для родителей «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста»
Консультация для родителей
«Развитие речи детей младшего дошкольного возраста»
Составитель: Шакирова Ю. Р.
Воспитатель младшей группы
Прекрасна речь, когда она, как ручеёк,
Бежит среди камней чиста, нетороплива,
И ты готов внимать её поток
И восклицать: — О! Как же ты красива.
Публикация «Консультация для родителей „Развитие речи детей младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Средняя группа
- Темочки
Речи - одно из важнейших познавательных процессов человека.
Основная задача речевого развития детей – это овладение нормами и правилами родного языка, а также развитие у детей коммуникативных способностей, т. е. способностей общаться.
Хорошо развитая речь ребёнка способствует успешному обучению в школе.
Нарушения же речи сказываются на формировании детского характера, т. к. не исправленный вовремя речевой дефект делает ребёнка неуверенным в себе, замкнутым, раздражительным. Развитие речи непосредственно влияет на развитие мышления. Благодаря речи дети овладевают нормами общественного поведения, что способствует нравственному воспитанию.
Основные требования к речи ребенка 3-4 лет в соответствии с ФГОС
• Правильно произносить отдельные звуки. Уметь интонационно передавать вопрос, просьбу, восклицание.
• У него накапливается определенный запас слов, который содержит все части речи. Основное место в детском словаре занимают глаголы и существительные. Однако дети начинают активно употреблять прилагательные и местоимения.
• У детей формируется обобщающая функция слов. Через слово ребенок овладевает основными грамматическими формами речи (появляется множественное число, винительный и родительный падежи, уменьшительно-ласкательные суффиксы).
• В речи появляются сложные формы предложений.
Дети осваивают навыки разговорной речи
В речи детей отмечаются и другие особенности:
• Дети неверно произносят или совсем не произносят шипящие (Ш, Ж, Ч, Щ, сонорные (Р, Рь, Л, Ль, а некоторые звуки пропускают.
• Требует совершенствования интонационная сторона речи.
• Необходима работа над развитием артикуляционного аппарата, а также над звуковой культурой речи, дикцией, темпом, силой голоса.
• Не все дети умеют согласовывать слова в роде, числе и падеже.
• Существует проблема новых словообразований.
• Детям этого возраста доступна простая форма диалогической речи. Однако они часто отвлекаются от содержания вопроса.
Однако все это может является физиологической нормой, т. е. свойственно возрасту.
Семье принадлежит ведущая роль в развитии ребенка, семья является источником, который питает человека с рождения, знакомит его с окружающим миром, дает ребенку первые знания и умения. Учитывая это при совместном сотрудничестве родителей и детского сада можно решить любые проблемы в воспитании и развитии ребенка.
Простые советы для родителя по развитию речи детей 3-4 лет:
1. В общении с детьми чаще употребляйте обобщающие слова – понятия (одежда, обувь, посуда, мебель и т. п.). Например, Какой транспорт ты видел на прогулке с папой? Из каких овощей я приготовила салат?
2. Важно, чтобы ребенок сам анализировал, сравнивал, делал выводы и открытия и затем уже отражал в речи свои мысли.
3. Сравнивайте предметы друг с другом.
4. Помогайте ребёнку, используя наводящие вопросы (С чего всё началось? Что случилось дальше? Что сказал? Что ты ему ответил? Чем всё закончилось). Можно предложить ребёнку игру «Закончи предложение.
5. Точно называйте все предметы и действия в своей речи. Вместо того, чтобы сказать «надевай штаны», назовите предмет точно, «надень колготки (или – брюки, джинсы, шорты).
6. Очень полезно вслух при малыше комментировать, объяснять свои действия. Например, «А сейчас возьмем полотенце и вытрем Машеньку. Где у Маши ручки? Вот ручки. Давай вытрем ручки» и т. д.
7. Чаще спрашивайте ребенка о его переживаниях, его планах, просите рассказать что-либо. По дороге в детский сад спросите, в какую игру он хочет поиграть, какие игрушки ему больше нравятся и почему. А вечером, после садика, поинтересуйтесь, как прошел день, что было интересное, с кем и во что он играл, что узнал и чему научился.
8. Помните, что малышу очень нужно общение со сверстниками, и лучше, в свободной игре.
9. Важно знать и то, что если ребенок ошибается в каком-то слове, не повторяйте его ошибку. Вместо этого просто скажите правильный вариант. Интонацией старайтесь выделить правильный вариант.
10. Сочиняйте сказки.
11. Обязательно читайте детям книги, рассказывайте сказки. Чтение обогатит их словарь, принесёт много положительных эмоций.
12. Читая ребенку детские книги, обращайте внимание на необычные слова и выражения, эпитеты, сравнения, олицетворения
13. Не забывайте использовать и народные потешки.
14. Помните, что с маленькими детьми нужно говорить более спокойно, размеренно, с яркой интонацией, четким произношением слогов и слов.
15. Весело поиграть с ребенком в рифмы
16. Если Ваш ребенок допускает ошибки в согласовании слов друг с другом (например, говорит так – «рисую краснЫМ ручкой» вместо «рисую красной ручкой», «зелёныя платья» вместо «зелёные платья», «красивоя облако» вместо «красивое облако», то Вам поможет грамматическая игра «Загадки». Собираясь на прогулку, рассмотрите одежду, обувь, головные уборы и загадайте загадку о Ваших вещах. Произнося текст загадки, выделите голосом окончания слов: «КрасивЫЙ новЫЙ – это комбинезон или пальто? (пиджак или куртка)». «Отгадай!». «КрасивАЯ новАЯ – это шапка или свитер? (юбка или платья)». «КрасивЫЕ новЫЕ – это брюки или куртка? (туфли или сумка)». В эту игру можно играть и на прогулке: «ЗеленАЯ молодАЯ – это рябина или дуб?», в магазине «СвежИЕ хрустящИЕ – это огурцы или дыня?», в транспорте – «КруглЫЕ новЫЕ – это колеса или руль?». В такой игре малыш учится прислушиваться к окончаниям слов в речи и ориентироваться на них, правильно согласовывать слова в роде и числе.
17. Делайте самодельные простейшие книжки с результатами словесного творчества малыша. Маленькому ребенку важно пощупать, потрогать и увидеть результат его речевого творчества.
18. Играйте с малышом в загадки.
19. Постарайтесь избавиться от постоянного шума в квартире (таким негативным шумом может быть постоянно включенный как фон телевизор или радио). Такой фон очень негативно влияет на развитие речи детей. Так как дети перестают вслушиваться в речь.
20. И последний, но очень важный совет, - речь ребёнка будет активно развиваться только в обстановке любви, добра и уважения между всеми членами семьи! Удачи!