Оля Ковалева
Консультация для родителей «Развитие речи детей посредством фольклорного слова»
▼ Скачать + Заказать документы
Важнейшее средство человеческого общения - это язык. Поэтому одной из главных задач воспитания и обучения детей в детском саду является развитие речи, речевого общения. Так как возраст от двух до трёх лет имеет особое значение для речевого развития ребёнка. В отличие от предшествующего периода раннего детства, когда ребёнок для достижения речевых целей широко пользовался внеречевыми средствами (мимикой, жестом, действием и др., он переходит к собственно речевому общению. Главным средством установления контактов с окружающими, выражения мыслей, переживаний становится язык, а внеречевые формы играют вспомогательную роль. Качественные изменения в речевом развитии детей связаны с расширением их контактов с окружающим миром людей, вещей, природы. С помощью взрослого ребё нок устанавливает разнообразные связи между предметами и явлениями: временные, пространственные, количественные, простейшие причинно - следственные. Необходимость отражения этих отношений и связей в речи побуждает детей к активному освоению грамматических форм (окончаний, суффиксов, приставок). Расширение социальных контактов заставляет правильно воспринимать слова, стремиться точнее их произносить, чтобы быть понятым слушателями. Задача взрослого в области развития речи детей младшего дошкольного возраста - помочь им в освоении разговорной речи. Эта главная задача предполагает воспитание умений: понимать обращенную речь с опорой и без опоры на наглядность, вступать в контакт с окружающими, выражать свои мысли, чувства, впечатления, используя речевые средства. Неоценимую роль в решении этих задач может оказать русский народный фольклор. Язык фольклорных произведений поражает своей простотой, точностью и красотой. Простые, на первый взгляд, слова и сочетания слов в текстах сказки или песни оказывается необычными, вызывают в нашем сознании зримые картины, вещи, получают особую окраску и значение. Герои оживают, а совершаемые ими действия, даже невозможные, вдруг становятся как бы реально происходящими. Совершенству в использовании изобразительных средств языка фольклорных произведений мы обязаны творческой работе сотен великих людей.
Публикация «Консультация для родителей „Развитие речи детей посредством фольклорного слова“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Народная культура, фольклор
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Темочки
Фольклор способствует познавательному развитию детей. При отборе фольклорных произведений надо опираться на следующие принципы:
• Доступность содержания детям дошкольного возраста.
• Познавательная и нравственная значимость.
• Возможность формирования на их основе умения «чувствовать» окружающий мир.
Народ на протяжении долгового времени копил опыт в установлении связей между объектами природы и миром людей. Этот опыт облекался им в форму примет, поговорок, пословиц, закличек, песен. Приметы позволяли нашим предкам предвидеть, каким будет урожай, угадывать погоду на ближайшее время. В работе с детьми целесообразно использовать приметы, правильность которых, можно проверить, например приметы, связанные с предсказанием погоды на ближайшее время. Например:
1. Если зимой вечером на небе много звёзд, жди на следующий день мороза.
2. Кошка скребёт пол - жди метели.
3. Собака в снегу валяется - не за горами вьюга.
4. Утром нет росы на траве - жди дождя.
5. Воробьи купаются в пыли - к дождю.
6. Ласточки и стрижи летают низко - скоро начнётся дождь. Наблюдения, связанные с приметами можно зарисовать: что ожидалось и что было на самом деле. Может быть, кому-то из детей удастся самому «открыть» приметы погоды.
Заклички и приговорки, их обычно произносят, когда что-то делают (например «Водичка, водичка»). Обращаются к кому-то (например, к мышке, чтобы дала новый зуб вместо выпавшего молочного). Наблюдая с детьми за радугой, можно попросить её напоить землю. Радуга - дуга, Пришли нам дождя. Когда идёт дождь, дети радостно закликают его:
1. Уж дождь - дождём,
Поливай ковшом,
Поливай весь день
Наш ячмень.
На бабью рожь,
На мужиков овёс,
На девичью гречку,
На маличье просо.
2. Дождик, дождик, пуще,
Дам тебе я гущи,
Выйду на крылечко,
Дам огуречка,
Дам и хлеба каравай,
Сколько хочешь, поливай.
Дети обращаются с закличками к весне:
Весна - красна, появись,
Солнышком ярким обернись!
Растопи нам снежок,
Зазелени наш лужок.
Весна, весна красная!
Приди, весна, с радостью,
С радостью, с радостью,
С великой милостью,
Со льном высоким,
С конем глубоким,
С хлебами обильными!
Использование в работе с детьми закличек, помогает не только привлечь их внимание к природе, но и развить интерес к народному творчеству, родному языку, самостоятельным наблюдениям.
Потешки, как правило, сопровождают игры с малышом (с его пальцами, руками, ногами).
Ножки, ножки,
Бегите по дорожке, Нарвите горошка
Полное лукошко!
Домой принесите,
Всех угостите!
Ножки, ножки,
Куда вы бежите?
В лесок, во борок.
Грибы, ягоды собирать,
К зиме припасать!
«Идёт коза рогатая», «Сорока, белобока» и так далее.
Работу по ознакомлению с фольклором необходимо проводить одновременно с расширением знаний детей об окружающем мире, с воспитанием потребности общаться с природой и приходить ей на помощь, участвовать в трудовой деятельности (по уходу за растениями). Фольклор помогает развивать у детей речь, мышление, память.