Мария Драчёва
Консультация для родителей. Развитие психических процессов у детей 6–го года жизни с ТНР.
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие речи детей с общим недоразвитием речи является одной из важнейших задач коррекционно-воспитательной работы в ДОУ. Недостатки речи у детей проявляются в бедности словаря, неправильном построении фразы, недоразвитии связной речи. Зная эти особенности, нужно планировать занятия по развитию речи таким образом, чтобы обеспечить оптимальные условия для формирования у детей потребности в общении. Параллельно у детей с ОНР происходит нарушение в развитии психических процессов : слабая память, быстрая утомляемость, неустойчивое внимание, затруднения процессов обобщения, классификации, исключения. Поэтому перед логопедом и воспитателями стоит задача не только коррекции речи, но и развитие психических процессов. Ведущим видом деятельности ребенка является игра, которая существенно меняет мотивы поведения, открывает новые возможности для развития познавательной деятельности, а значит и для формирования психических процессов. Процесс формирования ВПФ должен происходить ежедневно в занимательной форме.
Публикация «Консультация для родителей, Развитие психических процессов у детей 6–го года жизни с ТНР,» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
Мышление – социально обусловленный психический процесс, неразрывно связанный с речью. В процессе мыслительной деятельности вырабатываются определенные приемы или операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, конкретизация). Мышлением называется отражение связей и отношений между предметами и явлениями действительности, ведущее к получению новых знаний. Мышление является одним из важнейших факторов психологического развития ребенка.
Развитие связной речи детей опирается на формирование познавательных процессов, на умение наблюдать, сравнивать и обобщать явления окружающей жизни и явления языка разного уровня (звуки, слова, предложения). Отклонения от нормы в речевом развитии детей с общим недоразвитием речи может проявляться в позднем появлении речи, бедностью его словарного запаса, несформированностью грамматического строя речи, несовершенством звукопроизношения и фонемообразования. Обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, такие дети отстают в развитии образного, словесно-логического мышления, с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением, обобщением. Все эти затруднения определяются недоразвитием познавательной функции речи и компенсируются по мере коррекции речевой недостаточности.
Детям с общим недоразвитием речи нужно постоянное осмысливание событий и явлений, например:
- Почему летом нельзя кататься на лыжах?
- Можно ли два шарика поставить друг на друга? Что тогда произойдет?
- Как, не выходя на улицу, узнать - дует ли ветер?
Важно приучать детей задумываться над тем, что они видят вокруг, что узнают из телефильмов, рассказов, сказок. Важным упражнение является сравнение, выявление различий в сходном и общее в различном. Например:
- Чем отличаются кукла и девочка?
- Чем отличаются птица и самолет?
- Чем отличаются куст и дерево?
Полезным упражнение является отгадывание загадок, не только народных и авторских, но и составленных воспитанниками. Например:
- Передние лапы короткие, а задние длинные (заяц).
- Четыре ноги, да не ходит (стол, стул).
Память - запечатление, сохранение и последующее воспроизведение ребенком собственного опыта, она выступает не только предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, но и является условием, способствующим развитию личности, то есть значительной степени определяет успешность учебно – воспитательной деятельности в ДОУ. Игровая деятельность способствует развитию произвольной памяти. В условиях игры дети сосредотачиваются лучше и запоминают больший объем материала. Сознательная цель - запомнить и припомнить, сосредоточиться. Сами условия игры требуют от участников сосредоточенности на предметах, включённых в игровую ситуацию.
Для развития познавательных действий ребёнка, умения классифицировать, распределять предметы по группам на основании общих признаков – предлагаются следующие игры:
- Я начну, а ты закончи.
- Чего не стало.
- Вчера, сегодня, завтра.
- Вспомни, как было.
- Сломанный телефон.
- Найди отличие.
- Выучи слова.
- Узнай фигуры.
Внимание - избирательная направленность на тот или иной объект, сосредоточение на нем. У детей с общим недоразвитием речи внимание характеризуется неустойчивостью, наблюдается его колебания, снижена работоспособность, недостаточная целенаправленность деятельности, что соответственно в последующем отражается на учебе детей в школе и в последующей жизни.
При формировании устойчивости внимания можно использовать следующие игры:
- найди два одинаковых предмета;
- найди такого же цвета;
- найди предметы заданной геометрической формы;
- выкладывание палочек;
- нанизывание бусинок;
- выкладывание узора из мозаики;
- вырисовывание по клеточкам;
- какое слово лишнее?;
- работа с разрезанной картинкой;
- найди тень;
- собери пазл;
- соотношение формы фигур с формами отверстий, вырезанных на крышке коробки;
- запоминание игрушек;
- работа с лексическим материалом;
- заучивание ряда слов и словосочетаний;
- складывание различных фигур из счётных палочек. (Головоломки) и др.
Зрительное восприятие – это совокупность процессов построения зрительного образа окружающего мира, это сложная работа, в процессе которой осуществляется анализ большого количества раздражителей на глаз.
В этом возрасте главной задачей, так же является развитие таких видов восприятия как восприятие пространства, времени, формы и величины.
Для развития зрительного анализа и синтеза, произвольного внимания и запоминания использую следующие упражнения:
• Определение изменений в предъявленном ряду предметов.
• Нахождение «выпавшей», «лишней» игрушки, картинки.
• Нахождение различий на двух сходных сюжетных картинках.
• Нахождение нереальных элементов «нелепых» картинок.
• Запоминание 4-6 предметов, игрушек, картинок, геометрических фигур и воспроизведение их в исходной последовательности.
• Узнавание предмета по частям, объединение частей в целое по образцу.
• Нахождение зашумленных и наложенных предметных изображений.
• Штриховка различных изображений.
Формирование представлений о системе координат: “сверху – снизу”, “спереди – сзади”, “слева – справа”.
• Назови, что находится перед девочкой, позади нее, слева, справа от нее.
• Найди предмет по тени.
• Расскажи кто, где сидит.
• Раскрась (нарисуй) правую половину предмета так же, как левая.
Воображение — это процесс преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений. Процесс воображения у детей с нарушениями речи развивается несколько иначе. Их представления о предметах оказываются неточными и неполными, практический опыт недостаточно закрепляется и обобщается в слове, вследствие этого запаздывает формирование понятий. Чем сложнее нарушения речи, тем больше ограничиваются возможности ребенка проявить творчество, он оказывается беспомощным в создании новых образов.
- Несуществующее животное,
- Выдумай историю,
- Продолжи рисунок,
- Клякса. Дорисуй,
- Оживление предметов,
- Так не бывает!
- Нарисуй настроение.
- На что похожи облака,
- Угадай настроение.
- Найди недостаток в портрете.
Развитие ребенка в дошкольный период представляет череду нескончаемых открытий, связанных с получением, обработкой и передачей новых знаний о себе и окружающем мире. Современная психология относит такую активность к познавательной деятельности, ведущую роль в которой играют познавательные процессы : восприятие, внимание, память, мышление, воображение. Несмотря на то, что каждому из этих процессов отводится свое место, все они тесно взаимодействуют друг с другом. Без внимания невозможно восприятие и запоминание нового материала. Без восприятия и памяти станут неосуществимыми операции мышления. Поэтому развивающие игры, направленные преимущественно на совершенствование отдельного процесса, будут влиять и на уровень функционирования познавательной сферы в целом.