Тампио Светлана
Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие мелкой моторики у детей младшего возраста
Тампио С. А
Учитель-дефектолог
Детский сад №29
Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной системы, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног.
Публикация «Консультация для родителей „Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Мелкая моторика
- Мелкая моторика. Консультации и рекомендации
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
Развитие мелкой моторики происходит от примитивных жестов (захват предметов) до очень тонких движений, от которых даже зависит почерк человека.
Развитие мелкой моторики напрямую способствует речевому развитию, так как в головном мозге оба эти центры в непосредственной близости друг от друга.
По мнению многих ученых, если у ребенка наблюдается отставание в развитии мелкой моторики, то и речевое развитие будет отставать. Поэтому есть основание говорить о том, что кисть руки – это такой же орган речи, как и артикуляционный аппарат.
Развитие мелкой моторики оказывает благотворное влияние не только на речевое, но и на психологическое, интеллектуальное и физическое развитие ребенка.
Уже с самого раннего возраста проговаривая детские «потешки», можно массировать пальчики ребенку. Сначала мама «играет Сороку», а затем и ребенок научится водить пальчиком по своей ладошке.
Виды игр на развитие мелкой моторики
1. Пальчиковые игры в речевом сопровождении (потешки)
«Сорока белобока», «Коза рогатая»
2. Игры с предметами
Пирамидки, вкладыши, матрешки, мячики, шнуровки, прицепки, пальчиковый бассейн.
Для бассейна можно использовать любую емкость, в которую насыпается наполнитель в виде чистого речного песка, крупы и т. д. Ребенку предлагается найти в бассейне игрушку, которую взрослый предварительно «спрятал». Важно, чтобы ребенок наблюдал за действиями взрослого.
В домашних условиях можно использовать различные предметы (стаканчики, тарелочки, коробочки, кастрюли, баночки с крышками) в которые ребенок может складывать крупные пуговицы, маленькие игрушки, накручивать крышки на банки. Можно изготовить самостоятельно пособие для сортировки. Для этого на крышке обувной коробки проделать отверстия круглой, квадратной формы. Для сортировки подобрать кубики, шарики или другие предметы. Для таких игр можно использовать камушки, шишки, которые нашлись на прогулке.
3. Дидактические игры (развивающие, с правилами)
- «Где же наши ручки». Взрослый «устанавливает» правило
: «Будем прятать и показывать ручки».
- «Соберем пирамидку вместе» - обращать внимание ребенка на цвет и величину колечка. «Давай наденем самое большое колечко, маленькое». «Давай наденем красное колечко, зеленое»
Уже в год развитие мелкой моторики тесно связано с развитием навыков самообслуживания. Ребенок учится пользоваться ложкой, зубной щеткой, расческой, пытается самостоятельно надеть штанишки. Посмотрите, как ребенок моет и вытирает руки. Приучите его тщательно мыть каждый пальчик, а затем так же тщательно вытирать его полотенцем, хорошо массируя каждую фалангу.
Дети с удовольствием пересыпают крупу, переливают воду, разбирают фасоль, рисуют на рассыпанной муке, делают бусы из макаронных изделий («перышки»).
Дети раннего возраста с удовольствием откликаются на просьбы взрослых. Если у вас есть сад, воспользуйтесь этим и привлеките ребенка к сбору ягод. Попросите помочь вам приготовить пельмени, вдеть нитку в иголку.
Есть и специальные игры и упражнения для развития тонкой моторики руки. Например, игра в тени. Это когда с помощью различных комбинаций пальцев показывают различные теневые фигуры - зайчика, собачку, человечка. Другая распространенная игра - определение на ощупь предмета, накрытого салфеткой. Вспомните об играх-шнуровках.
Дети старшего возраста очень любят рисовать пальчиками, ладошками, карандашами, мелками. Излюбленный материал этого возраста – это пластилин. Дети катают шарики, делают «колбаски»,колечки.
Развивать и укреплять мышцы кистей и пальцев можно и с помощью физических упражнений. Дети очень любят лазать по лесенкам, висеть на руках.
Чтобы у ребенка сформировалась система знаний и умений необходимо придерживаться следующих принципов:
1. Принцип доступности и индивидуальности.
Подбирая игрушки и различные материалы необходимо учитывать возраст ребенка, его характер, способности и индивидуальные особенности.
Игрушки должны быть доступны для использования, чтобы ребенок сам мог взять и поиграть.
2. Принцип последовательности и систематичности.
Занятия должны иметь последовательный характер, т. е. подбирать упражнения от простого к сложному. Работа должна иметь системный характер.
4. Принцип наглядности.
Игрушки и пособия должны иметь привлекательный для ребенка вид, доступный для понимания.
5. Принцип связи с жизненным опытом.
В старшем возрасте игра «Шнуровка» помогает быстрее научиться шнуровать свои ботинки. Тренируясь застегать пуговицы на платье куклы, ребенок быстрее научится застегать пуговицы на своей одежде.
Создавая условия для постоянной тренировки кистей и пальцев, которые приносят много радости детям, мы создаем условия для полноценного развития ребенка и его эмоционально-волевой сферы.