Ольга Ермолюк
Консультация для родителей «Развитие фонематического слуха у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
С нарушениями детской речи сталкиваются практически все родители. Чистая речь ребёнка зависит не только от умения выговаривать «проблемные» звуки, но и от умения их различать.
Фонематическое восприятие—это различение на слух звуков речи. Фонематический слух является основой для понимания смысла сказанного. Ведь заменив даже один звук в слове, мы можем получить совершенно иное его значение: «коза-коса», «дом-том», «бочка-почка».
Публикация «Консультация для родителей „Развитие фонематического слуха у дошкольников“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие фонематического слуха
- Темочки
Развитие фонематического слуха и правильного произношения взаимосвязано. Если ребенок плохо различает звуки на слух, он и произносить их начинает нечетко, хотя его речевой аппарат в полном порядке.
Нарушен или нет фонематический слух у ребенка? Как определить?
Для этого необходимо выполнить ряд заданий:
1. Ребенок повторяет слоги парами (звуки правильно произносимые)
па-ба, та-да, ка-га, па-пя, ба-бя, да-дя.
Если ребенок неправильно произносит некоторые звуки, то различение их проверяется следующим образом: взрослый произносит ряд слогов
са, ша, ца, ша, ча, ша, за….
Ребенок, услышав слог ША, хлопает в ладоши.
2. Далее следует проверить, различает ли ребенок слова, близкие по звучанию, но разные по смыслу. Взрослый произносит слова:
Дом-том, коза-коса, пень-день, кот-год.
Ребенок рассказывает о значении словили показывает соответствующую картинку.
Как же развивать фонематический слух?
Работу с детьми-дошкольниками лучше проводить через игру. Давай поиграем!
1. Игра «Угадай, что звучало».
Внимательно послушайте с ребенком шум воды, шелест газеты, звон ложек, скрип двери и другие бытовые звуки. Предложите ребенку закрыть глаза и отгадать —что это звучало?
2. Игра «Похлопаем».
Ребенок повторяет ритмический рисунок хлопков. Например: два хлопка, пауза, два хлопка. В усложненном варианте ребенок повторяет ритм с закрытыми глазами.
3. Игра «Поймай слог».
Ребенок ловит слоги. Условия обговариваются так: поймай слог ЧУ. Родитель произносит ряд слогов, стараясь запутать ребенка: ЧА, ШУ, ЧУ, ЩУ и так далее. Ребенок должен ловить только слог ЧУ.
4. Игра «Слушай и выбирай».
Перед ребенком картинки со сходными по звучанию словами (ком, сом, лом, дом). Взрослый называет предмет, а ребенок поднимает соответствующую картинку.
5. Игра «Эхо»
Взрослый говорит простые слова, слоги, а «эхо» повторяет услышанное в точности, можно несколько раз.
6. Игра «Назови первый звук в слове».
Взрослый произносит любое слово, выделяя при этом первый звук: СССлон.
Затем просит назвать первый звук в слове.
7. Игра «Что лишнее»
Взрослый произносит слоговые ряды слогов «та-та-да-та-та». Ребенок должен хлопнуть, когда услышит лишний слог.