Альбина Пигур
Консультация для родителей «Работа логопеда в рамках дистанционного обучения с детьми с ОВЗ»
▼ Скачать + Заказать документы
Наиболее благоприятной категорией детей с ОВЗ для дистанционного обучения являются дети с нарушением речевого развития. У таких детей чаще всего в достаточной мере сформированы познавательные процессы и учебное поведение. Даже дошкольники способны активно заниматься от 15 до 30 минут (в зависимости от возраста и особенностей поведения). Для детей с речевыми нарушениями существует множество интерактивных игр, способных мотивировать ребенка и разнообразить работу логопеда в части работы над словарным запасом, грамматическим строем, связной речью. Что касается постановки звуков, то дистанционная работа будет иметь определенные трудности.
Публикация «Консультация для родителей „Работа логопеда в рамках дистанционного обучения с детьми с ОВЗ“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Консультации логопеда для родителей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Сидим дома с пользой!
- Темочки
Постановка звуков в логопедии имеет несколько видов «опор» : визуальную (показ артикуляции логопедом на себе, показ руками, показ муляжей и артикуляционных профилей, слуховую (акустических образ звука, кинестетическую (формирование кинестетических опор, осязательную (температурные и вибро-тактильные ощущения). И если с визуальной и акустической опорами в дистанционном формате работа не представляет особых трудностей, то кинестетические и осязательные опоры возможно сформировать только при активной помощи родителей, которым логопед должен все подробно объяснить.
Особенности дистанционной работы над произношением можно представить в следующей таблице, которую разработала известный логопед О. С. Жукова
Виды исправлений звукопроизношения
(В. А. Ковшиков) Возможность дистанционного применения
(+ возможно, +/- с ограничениями, - невозможно)
Метод чистой имитации Учитель дает образец подражания, ученик подражает +
Метод показа правильных артикуляций и воспроизведение их по подражанию Показ артикуляций на себе +
Показ муляжей +
Показ артикуляционных профилей +
Слуховой образ (демонстрация правильного звучания) +
Температурный ( по описанию: холодный воздух-теплый) +/-
Вибро-тактильный -
(только при помощи родителя)
Метод опоры на сохранные звуки Например, Ш от Т -
Метод артикуляторных упражнений Формирование движений, необходимых для произнесения отдельных звуков +
Противопоставление кинестетических особенностей смешиваемых звуков (например, Т и С) +/-
Метод мнестического воздействия Использование зондов и зондозаменителей -
Использование подручных зондозаменителей (ватных палочек, спичек и т. п.) +/-
при помощи родителя
Метод фонематического анализа (синтеза, предъявлений) Например, с использованием специально разработанных приложений, презентаций +
Метод связи звука и буквы На этапе подготовки ребенка к школе, в структуре занятий по обучению грамоте +/ -
При проведении занятий онлайн педагогу необходимо учитывать некоторые «секреты» работы в прямом эфире. Например, дикторы ТВ советуют надевать какую-нибудь яркую деталь одежды для привлечения зрительного внимания. Темп занятия должен быть достаточно высокий, чтобы поддерживать интерес ребенка перед экраном. К работе привлекается яркая наглядность, куклы, игрушки, мультимедийные пособия. В конце занятия желательно предусмотреть поощрительный приз, например, короткий мультфильм или интерактивная игра.
При подготовке онлайн занятия важно соблюсти следующие этапы:
1. Планирование занятия в соответствии с ИПРР (индивидуальной программой развития ребенка)
2. Четкое планирование самого занятия, его этапов, оценка времени на каждый этап занятия
3. Подбор и подготовка игр и заданий
4. Информирование родителей о необходимых во время занятия предметах (карандаши, бумага, дидактический материал, игрушках, распечатках заданий
5. Обговаривание с родителем времени и условий проведения занятий (убрать из комнаты лишних людей, домашних животных, выключить лишнюю технику и т. п.)
6. Проведение занятия
7. Домашнее задание
8. Обратная связь (обязательный этап рефлексии с родителем)
Подводя итоги вышесказанному, хочется отметить, что дистанционное обучение, имея несомненные плюсы и минусы, входит в нашу жизнь надолго. Педагоги должны трасформировать свою работу, перестраивать привычный уклад занятий с учетом требований времени, быстро реагировать на изменяющуюся ситуацию, максимально извлекая возможности из дистанционной работы для коррекционной помощи детям с особенностями в развитии. Хочется привести слова Татьяны Александровны Соловьевой, и. о. директора ИКП РАО : «Применение технологий дистанционного обучения позволило профессиональному сообществу логопедов и дефектологов запустить процесс формирования нового, перспективного направления - дистанционной коррекционной педагогики, что сделало ее доступной для семей из отдаленных регионов Российской Федерации и зарубежья, повысило компетенции родительского сообщества».
В завершение хочу привести полезные ссылки, которые будут полезны для эффективной организации дистанционного обучения :
1. Дистанционное обучение - https://www.lektorium.tv/
2. Онлайн игры,тренажеры,презентации,уроки,энциклопедии,статьи - https://kid-mama.ru/
3. Как записать контент в PowerPoint https://www.youtube.com/watch?v=HfBDjNrqcqQ
4. Как организовать кружок в онлайне | Rukami
https://www.youtube.com/watch?v=JA20OxUTEOg
Создание рабочих листов в сервисом Wizer
5. https://marinakurvits.com/interaktivnie-listi-wizer/
6. Создание викторин и тестов
https://marinakurvits.com/quizizz/#Kak_zapustit_test_dla_raboty_s_ucasimisa/
7. Создание он-лайн тестов
https://www.eduneo.ru/kak-za-5-minut-sozdat-onlajn-test-dlya-slushatelej/
8. МАСТЕР-ТЕСТ https://master-test.net/ Онлайн-конструктор тестов с неограниченным количеством вопросов/вариантов ответов и подробным отчетом о результатах тестирования
9. LEARNINGAPPS https://learningapps.org/ Самый популярный бесплатный конструктор для создания электронных интерактивных упражнений.