Самойлова Светлана Александровна
Этот удивительный мир «Почемучек» или возрастные психологические особенности детей 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: познакомить родителей с особенностями развития детей, в возрасте от 4х до 5 лет.
Задачи:
1. Дать краткую характеристику данного возрастного этапа развития детей 4-5 лет;
2. Порекомендовать игры, соответствующие возрасту, в которые можно играть дома;
3. Охарактеризовать круг проблем, которых не следует боятся и обращаться за помощью к специалистам МБДОУ «Детский сад №38»
Участники: родители детей, воспитатели групп, педагог-психолог, логопед.
Материалы и пособия: Мультимедийный проектор, презентация, памятки с рекомендациями родителям.
Текст выступления.
Публикация «Этот удивительный мир „Почемучек“ или возрастные психологические особенности детей 4–5 лет» размещена в разделах
Возраст от четырех до пяти лет называют «периодом относительного затишья». Ребенок вышел из кризиса трех лет, а значит, что он стал более самостоятельным, послушным, спокойным. В этот возрастной период у ребят снижается утомляемость, настроение становится более стабильным, менее подверженным перепадам.
Возросли физические возможности: движения стали значительно более уверенными и разнообразными. Дошкольники испытывают острую потребность в движении. В случае неудовлетворения этой потребности, ограничения активной двигательной деятельности они быстро перевозбуждаются, становятся непослушными, капризными.
Поэтому, особенно важно наладить разумный двигательный режим, насытить жизнь детей разнообразными подвижными играми, игровыми заданиями, танцевальными движениями под музыку, хороводными играми.
У детей резко возрастает интерес ко всему, что их окружает. В этом возрасте дети начинают понимать чувства других людей, сопереживать им. Общаются по поводу игрушек, совместных игр, общих дел. Они становятся более избирательными во взаимоотношениях и общении: у них есть постоянные партнёры по играм (хотя в течение года они могут и поменяться несколько раз, всё более ярко проявляется предпочтение к играм с детьми одного пола, а также увеличивается потребность в признании и уважении с их стороны.
Четырехлетки очень любознательны. Они задают много вопросов обо всем, что видят. Но у их еще недостаточно развито произвольное внимание. Поэтому их трудно заставить заниматься тем, что им не интересно. Активно развивается воображение. Ребенок живет в мире мечты, фантазии, сказок. В своих фантазиях он становится тем, кем хотел бы быть. Но чувствуя себя недостаточно защищенным от внешнего мира, часто ребенок испытывает различные страхи.
Поэтому, обсуждайте с ребенком его фантазии, включайтесь в них, предлагайте повороты сюжетной линии. Читайте и рассказывайте детям волшебные сказки, в которых отчётливо выделены хорошие и плохие герои. Не спешите показывать иллюстрации к сказкам, пусть ребенок представит своего сказочного героя.
В речи ребенка появляются существительные, обозначающие обобщённые свойства предметов (скорость, твёрдость) прилагательные, выражающие эмоциональные состояния (весёлый, сердитый, этические качества (добрый, злой, эстетические характеристики (красивый, безобразный). Заметно возрастает количество сложных предложений.
Дети охотно сотрудничают со взрослыми в практических делах (совместные игры, трудовые поручения, уход за животными, растениями, но наряду с этим активно стремятся к познавательному, интеллектуальному общению со взрослыми. Это проявляется в многочисленных вопросах детей: "Почему?", "Зачем?", "Для чего?" Теперь ребенка начинает интересовать не просто какое-либо явление само по себе, а причины и следствия его возникновения.
Поэтому, будьте терпеливы и внимательны, чтобы снова и снова отвечать детям. Не отмахивайтесь от вопросов ребенка! Готовность «на равных» обсуждать с детьми помогает, с одной стороны, поддержать и направить детскую познавательную активность в нужное русло, с другой - укрепляет доверие дошкольников к взрослому. Ребенок учится вас уважать!
У детей от 4 до 5 лет пробуждается интерес к правилам поведения. Именно в этом возрасте дети особо обращают внимание на то, что кто-то что –то неправильно сделал. "Заявление"(жалобы на других, что те действуют неправильно) ребенка свидетельствует о том, что он осмыслил требование как необходимое и ему важно получить авторитетное подтверждение правильности своего мнения, а также услышать разъяснения по поводу "границ" действия правила.
Поэтому, анализируйте вместе с ребенком его поступки и поступки литературных героев. Расширяйте опыт ребенка, предлагая разные решения проблемных ситуаций. Обсуждая с ребенком случившееся, мы помогаем ему утвердиться в правильном поведении.
Дети 4-5 лет имеют дифференцированное представление о собственной гендерной принадлежности, аргументируют её по ряду признаков («Я мальчик, я ношу брючки, а не платьица, у меня короткая причёска»); проявляют стремление к взрослению в соответствии с адекватной гендерной ролью: мальчик - сын, внук, брат, отец, мужчина; девочка - дочь, внучка, сестра, мать, женщина. К 5 годам дети имеют представления об особенностях наиболее распространённых мужских и женских профессий, о видах отдыха, специфике поведения в общении с другими людьми, об отдельных женских и мужских качествах.
На что следует обратить внимание родителей четырехлеток. :
1.Определите ваши семейные законы и правила, которые ребенок обязан соблюдать. Но помните, что таких запретов должно быть немного. Ведь большое количество ограничений ребенок этого возраста просто не в состоянии соблюсти. Запреты порождают в ребенке злость, протест, чувство вины. Поэтому запрещая что либо, предложите ребенку альтернативу.
Например, некоторые родители, дети которых рисуют на стенах, вешают рулон старых обоев на стену. Через сердцевину рулона продевают веревку, концы которой завязывают. Веревка закрепляется на гвозде в стене. Затем обои разматывают до самого пола. Дети с огромным удовольствием рисуют на изнаночной стороне обоев. Затем изрисованная часть обоев сматывается в рулон и лежит на полу. А ее место занимает чистая часть обоев. Имея такое место для творчества, дети, как правило, уже не рисуют на стенах.
2. По возможности, избегайте употребления слов «нельзя» и «нет». Например, вместо того, чтобы сказать ребенку: «Нельзя рвать книги!», лучше было бы сказать примерно так: «Книги портятся, когда их рвут. Книги рвать плохо».
3.Будьте примером для ребенка. Ведь дети воспринимают не слова, а поступки. Если родители запрещают играть ребенку в компьютерные игры, а сами в них играют, воспримет ли ребенок такой запрет родителей? Конечно нет. Не рассказывайте в присутствии ребенка истории, которые могут вызвать у него страхи. Это истории о бандитах, тяжёлых болезнях, смерти и т. д. если ребенок чего-то боится, то нельзя высмеивать или стыдить его за это. Необходимо внимательно выслушивать рассказы ребёнка о его страхах. Находите возможности для совместных игр вашего ребёнка с другими детьми. Чаще подчёркивайте то, что ребёнок сделал что-то сам, что он уже многое умеет. Это будет хорошим стимулом для развития трудолюбия и самостоятельности. Обсуждайте с ребёнком его фантазии, предлагайте повороты сюжетной линии, давайте нравственные оценки поступкам героев.
4.Семья – это главное, она играет важнейшую роль в становлении личности ребенка. Отношения между родителями – первое, что видит подрастающий малыш, это тот эталон, который он считает единственно верным. Поэтому очень важно, чтобы у ребенка был достойный пример в лице взрослых. Родители должны помнить, что именно в дошкольном возрасте развиваются такие черты характера, как доброта, справедливость, правдивость, закладываются жизненные ценности и идеалы. Поэтому так важно учитывать возрастные особенности детей 4–5 лет. Помощь в воспитании отдельных черт характера должна также осуществляться в соответствии с полым дошкольником и ролями взрослых в семье. Так, мать учит ребенка находить общий язык, искать компромисс, от нее исходит ласка, забота и любовь. Отец является олицетворением порядка, защиты, это первый учитель жизни, который помогает быть сильным и целеустремленным. Отношения внутри семьи – важнейший фактор, оказывающий влияние на воспитание ребенка и на всю его последующую жизнь.
Рекомендуемые игры с ребенком 4-5 лет.
1. Игры на развитие мелкой моторики (сортеры, пазлы, лего, конструкторы разных форм).
2. Игры на развитие крупной моторики – подвижные игры с крупными игрушками (машины, куклы, спортивные игры (мяч, прыгалка).
3. Игры на развитие воображения: один предмет – несколько предметов (ложка: меч, лопата, машина и т. д.).
4. Ролевые игры: магазин, больница, детский сад и т. д.
5. Творческие игры: рисование (карандашами и красками, пластилин (предпочтительно не очень мягкий, аппликация.
6. Обязательно чтение литературы по возрасту, предпочтительно сказки. Одни и те же произведения могут быть прочитаны неоднократно. Дети в этом возрасте любят повторение и в конце беседа о героях и их приключениях: что было, что случилось и почему?. Если сказка не большая можно попросить ребенка назвать главных героев и коротко рассказать сюжет. При этом необходимо обращать внимание на эмоциональную окраску героев (злой, добрый, веселый, грустный, радостный и т. д.) Этот вид вашего общения с малышом хорошо развивает все мышление и речь и внутренний эмоциональный мир.
Рекомендуемая литература для родителей:
1. Юлия Гиппенрейтер, «Общаться с ребенком. Как?», «Поведение ребенка в руках родителей», «Чувства и конфликты».
2. Ирина Млодик, «Книга для неидеальных родителей или жизнь на свободную тему», «Метаморфозы родительской любви, или как воспитывать, но не калечить».
3. Людмила Петрановская, «Если с ребенком трудно», «Что делать если….»
4. Мария Осорина, «Секретный мир детей в пространстве мира взрослых».
5. Ольга Владимировна Хухлаева, «В каждом ребенке – солнце? Родителям о детской психологии».
6. Бретт Дорис, «Жила-была девочка, похожая на тебя.»
7. Адель Фабер, Элейн Мазлиш, "Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили".
8. Росс Грин, «Взрывной ребенок».
Список используемой литературы:
1. Алфеева Е. В. Креативность и личностные особенности детей дошкольного возраста (4-7 лет): Дис. канд. псих. наук. - М., 2000.
2. Годовикова Д. Б. Общение и познавательная активность у дошкольников // Вопросы психологии. - 1984. - № 1. Леонтьев А. Н. Психологические основы дошкольной игры // Избранные психологические произведения, в 2 томах., Т. 1. - М. : Педагогика, 1983.
3. Лисина М. И. Общение и его влияние на развитие психики дошкольника. - М., 1974.
4. Лисина М. И. Общение, личность и психика ребенка. - М. ; Воронеж, 1997.
5. Лисина М. И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми и сверстниками // Вопросы психологии. - 1982. - № 4.
6. Лисина М. И., Сильвестру А. И. Психология самопознания у дошкольников. - Кишинев: Штиинца, 1983.
7. Мухина В. С. Психология дошкольника. - М., 1975.
8. Психология и педагогика игры дошкольника / Под ред. А. В. Запорожца, А. П. Усовой. - М., 1966.
9. Психология личности и деятельности дошкольника / Под ред. А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина. - М., 1965.
10. Смирнова Е. О. Детская психология. - М. : Владос, 2003.
11. Эльконин Д. Б. Игра, ее место и роль в жизни и развитии детей // Дошкольное воспитание. - 1976. - №5.
12. Эмоциональное развитие дошкольника / Под. ред. А. С. Кошелевой. - М., 1987.
13. Якобсон С. Г., Морева Г. И. Образ себя и моральное поведение дошкольников // Вопросы психологии. - 1986. - № 6.