Юлия Шеева
Консультация для родителей «Применение мнемотехники в развитии связной речи дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Применение мнемотехники в развитии связной речи дошкольников.
“Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным
ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться,
но свяжите двадцать таких слов с картинками,
и он их усвоит налету”.
К. Д. Ушинский
Публикация «Консультация для родителей „Применение мнемотехники в развитии связной речи дошкольников“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Наглядность – один из основных дидактических принципов педагогики. Действия с предметами, их зрительное восприятие – это первый этап в развитии мышления ребенка, поэтому важно использование наглядного материала на протяжении всего процесса. Рассматривание предметов, картинпомогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия.
Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.
Цель обучения мнемотехнике - развитие памяти, мышления,воображения, внимания, а именно психических процессов, ведь именно они тесно связаны с полноценным развитием речи.
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:
- развитие основных психических процессов – памяти,внимания, образного мышления;
- перекодирование информации, т. е. преобразования из абстрактных символов в образы;
- развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.
Мнемотаблицы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей.
Мнемотаблицы используются для:
• обогащения словарного запаса;
• при обучении составлению рассказов;
• при пересказах художественной литературы;
• при отгадывании и загадывании загадок;
• при заучивании стихов;
Этапы работы с мнемотаблицей:
Этап 1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
Этап 2. Осуществляется так называемое перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы.
Этап 3. После перекодирования осуществляется пересказ сказки с опорой на символы (образы, т. е. происходит отработка метода запоминания. При этом пересказ сказки могут вести сами дети, прибегая к незначительной помощи взрослого.
Этап 4. Делается графическая зарисовка мнемотабицы.
Этап 5. Каждая таблица может быть воспроизведена ребёнком при её показе ему.
Пересказ сказки.
При воспроизведении сказки основной упор делается на изображение главных героев.
Детям задают вопросы: Какая сказка «спряталась» в таблицу? Про кого эта сказка?».
Для детей младшего и среднего возраста Мнемотаблицы необходимо давать цветные,
так как у детей в памяти остаются отдельные образы: лиса – рыжая плутовка, цыплята – желтого цвета, у петушка – хохолок красного цвета, мышка – серая, солнышко желтое и красное (теплое)и другие образы.
Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать мнемотаблицы в одном цвете, чтобы не вовлекать внимание на яркость символических изображений.
Что можно изображать в таблице?
В таблице схематически возможно изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий, то есть можно изобразить все то, что вы посчитаете нужным
отразить в данной таблице. Но изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.
Составление рассказа по мнемотаблицам:
1. Рассматривание мнемодорожек.
2. Составление предложений по мнемодорожкам.
3. Рассматривание мнемотаблиц.
4. Составление рассказа воспитателем.
5. Составление рассказа детьми.
Пересказ рассказа по мнемотаблицам:
1. Чтение воспитателем текста идемонстрация картинок.
2. Ответы на вопросы по содержанию (языковой разбор текста).
3. Демонстрация и разбор каждой ячейки мнемотаблицы.
4. Повторное чтение рассказа с опорой на мнемотаблицу.
5. Коллективный пересказ.
6. Самостоятельный пересказ текста.
7. Анализ самостоятельных пересказов детей.
Этапы работы над стихотворением:
1. Выразительное чтение стихотворения.
2. Сообщение, что это стихотворение дети будут учить наизусть. Затем еще раз чтение стихотворения с опорой на мнемотаблицу.
3. Вопросы по содержанию стихотворения, помогая детям уяснить основную мысль.
4. Выяснить, какие слова непонятны детям, объяснить их значение в доступной для детей форме.
5. Чтение отдельно каждой строчки стихотворения. Дети повторяет ее с опорой на мнемотаблицу.
6. Дети рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
7. Дети по памяти зарисовывают мнемотаблицу.
Обучение рассказыванию с элементами творчества.
При обучении детей составлению рассказов с элементами творчества решаются следующее основные задачи:
- формирование умения составлять план будущего рассказа;
- актуализация имеющихся у детей знаний и представлений об окружающем;
- развитие словесно-логического мышления;
- развитие воссоздающего и творческого воображения.
Этапы:
1. Воспитатель читает детям начало рассказа.
2. В вопросно-ответной форме проводится разбор содержания рассказа.
3. Совместно с детьми составляется мнемосхема рассказа. Последняя ячейка мнемосхемы представлена в виде вопроса)
4. Текст читается еще раз с опорой на мнемотаблицу. Предлагается несколько вариантов возможного продолжения в соответствие с данной сюжетной ситуацией.
5. Придумывание продолжения рассказа детьми по одному из предложенных вариантов.
6. Анализ детских рассказов.
Мнемотехника многофункциональна. На основе мнемотаблиц и схем - моделей можно создать разнообразные дидактические игры.
Продумывая разнообразные модели с детьми, необходимо только
придерживаться следующих требований:
- модель должна отображать обобщённый образ предмета;
- раскрывать существенное в объекте;
- замысел по созданию модели следует обсуждать с детьми, чтобы она была им понятна.
Таким образом, с помощью мнемотаблиц, схем - моделей удаётся достичь следующих
результатов:
-у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;
-появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;
-появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;
-словарный запас выходит на более высокий уровень;
-дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.
Чем раньше начать учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше дети подготовятся к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.
.
.