Светлана Клавкина
Консультация для родителей «Подготовка детей среднего дошкольного возраста к обучению грамоте»
▼ Скачать + Заказать документы
Система работы по подготовке детей 4—5 лет к обучению грамоте
включает:
ознакомление с терминами «слово» и «звук»;
знакомство с протяженностью слова и делением его на части;
формирование правильной артикуляции;
развитие у детей фонематического восприятия, умение выделять
звуки в слове.
Ознакомление с терминами «слово», «звук», с протяженностью слова и
делением его на части.
Публикация «Консультация для родителей „Подготовка детей среднего дошкольного возраста к обучению грамоте“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Консультации
- Темочки
Осуществляя работу по подготовке к обучению детей грамоте,
необходимо предварительно познакомить их с терминами «слово» и «звук»,
так как правильное понимание этих терминов поможет им в дальнейшем
осознать звуковой и слоговой состав слова.
Однако следует подчеркнуть, что введение данных терминов в детскую
речь не должно осложняться подробным раскрытием понятий. Задача
взрослого — помочь ребенку правильно употреблять их при речевом
общении. Для этого можно использовать примеры из художественной
литературы, в которых акцентируется внимание на значение слова, его
смысловой и звуковой стороны.
И вперед поскакал Айболит,
И одно только слово твердит:
Лимпопо, Лимпопо, Лимпопо!
К. Чуковский
Во многих сказках («Горшок каши», «По щучьему велению», «Али-
Баба и сорок разбойников» и др.) действия героев зависят именно от
произнесения в нужный момент какого-то определенного слова. Многие
детские писатели (А. Барто, Е. Чарушин, В. Осеева, Е. Благинина, Л.
Пантелеев, Л. Первомайский, Л. Куклин, А. Шибаев и др.) термин «слово» и
«звук» используют в названии своих произведений («Игра в слово», «Честное
слово», «Трудные слова», «Прислушайся к слову», «Волшебное слово»,
«Звук заблудился» и др.) или в увлекательной форме сообщают о них в
самом произведении:
Поиграем-ка, ребята, со звуком [р] : «ПеРвоклассник», «Ребенок»,
«ДоктоР».
При ознакомлении детей с терминами «слово» и «звук» можно использовать разнообразные игры, сюжеты которых зависят от правильного
употребления отдельных слов и звуков. Например, в играх «Испорченный
телефон», «Эхо» ребенок шепотом передает другим детям определенные
слова. По ходу игры один из детей может не услышать какие-то звуки или
заменить их, образуя другое слово (кит — кот, Анна — ванна и др.). В играх
«Фанты», «Черное — белое», «Краски» содержатся определенные слова,
которые играющий не должен произносить (или, наоборот, должен) и т. д.
Усвоению терминов «слово» и «звук» помогают и такие игры, как
«Закончи слово», «Подскажи словечко», «Скажи наоборот», «Подскажи
Петрушке звук», «Угадай, какой звук я не произнесла», «Скажи, как я» и др.
Можно подобрать различные считалки, потешки, состоящие из двух-четырех
рифмованных строчек. Читая их детям, следует не договаривать последнее
слово или последний звук:
Поскорее наливай
Мне в стакан горячий. (чай).
У меня пропал носок,
Утащил его. (щенок).
Не будильник, а разбудит,
Запоет — проснутся люди.
На головке гребешок
Это Петя —. (петушок).
В квартире зазвонил телефо. (н).
Для поддержания интереса к звучащему слову можно использовать и
другие упражнения, например:
придумай к картине название, состоящее из одного слова;
каким словом можно сказать про то, что делает. (кошка, ветер
и др.);
о чем можно сказать, используя слова: круглая (тарелка, красная
(косынка, узкая (лента) и т. д. ;
какими словами можно сказать про. (маму, солнышко, лис
точек и др.).
Можно предложить детям нарисовать различные предметы, которые
обозначаются определенными словами, и тем самым помочь им правильно
понять значение терминов «слово» и «звук».
Когда дети овладеют терминами «слово» и «звук», можно перейти к
играм и игровым упражнениям, Это задание на вслушивание в звучание слов,
которым даются «звуковые» характеристики (шуршащие, звонкие и т. д.) :
шшаарр, жжууррччиитг, ззввеенниитт и др. Такой способ произнесения
помогает дошкольнику расчленить слово на звуки и уточнить звуковой
состав слова. Необходимо обращать внимание детей на то, что по звучанию слова
бывают разные: тихие (суп, котик, звонкие (зонт, золото, громкие
(грохочет, рычит).
Мышонку шепчет мышь:
«Ты все шуршишь, не спишь».
Мышонок шепчет мыши:
«Шуршать я буду тише».
Жужжит над жимолостью жук,
Зеленый на жуке сюртук.
Так дети узнают: слова звучат потому, что в них есть звуки.
Помогает закрепить знания о сходных и разных по звучанию словах
пособие «звуковые часы». На часах нарисованы или наклеены разные
предметы, но два из них должны обозначаться короткими словами (жук —
лук, мак — рак, два — длинными (карандаши, Буратино, одно —
трехсложное (петухи, картина, два — двусложные (ваза, пила). Дети
выполняют различные упражнения на усмотрение воспитателя.
Например:
произнесите названия изображенных предметов, вслушиваясь,
как звучат слова;
найдите два слова-названия, сходные по звучанию (укажите на
них стрелками);
отыщите два названия, разных по звучанию.
«Звуковые часы» помогают также в определении протяженности слова:
найдите короткое и длинное слово.
Сравнивая короткие и, длинные слова, можно использовать хлопки,
шаги. Все это способствует дальнейшему усвоению полного слогового
анализа слова.
Формирование правильной артикуляции и развитие у детей слухового
внимания и фонематического восприятия
Основным упражнением для развития фонематического восприятия в
средней группе является узнавание звука в слове. Работа строится в такой
последовательности.
1. Повторяется артикуляция всех гласных, подчеркивается их звон-
кость, обращается внимание на то, что эти звуки «открытые», их можно
протягивать, пропевать. В начале каждого занятия обязательно повторяется
артикуляция тех гласных, которые затем дети будут угадывать. Это же
упражнение можно проделать с картинками на гласные звуки в начале,
середине и конце слова.
2. Закончив работу над артикуляцией гласных и узнаванием их в
слове переходите на артикуляцию согласных звуков. Сначала дается
артикуляция свистящих, а затем шипящих [ш, ж, ч, щ] и звука [р]. Артикуляция каждого звука связывается с упражнениями по узнаванию его в
слове.
Хорошим пособием для закрепления произношения звуков является
«волшебный кубик». На гранях кубика нарисованы цветовые сигналы звуков.
Ребенок бросает кубик, приговаривая: «Брошу кубик, посмотрю, и вам звук я
пропою». В зависимости от того, цветовой сигнал какого звука окажется
наверху, он называет соответствующий звук.
3. Особо серьезное внимание уделяется узнаванию согласных
звуков в слове, но сначала напоминается детям артикуляция звука.
Например: «Вспомни, как Язычок научился петь песенку водички — с-с-с,
как он пускал холодный ветерок. Споем все вместе песенку водички — с-с-
с». После этого можно перейти к узнаванию звука [с] в словах. Данное
упражнение можно проводить на слух и по картинкам.
Следует подчеркнуть, что в средней группе, выделяя из слова какой-
нибудь звук, нужно избегать слов с другими свистящими или шипящими.
Например, выделяя звук [с], нельзя давать слова, содержащие звуки [з, ц, ш,
ж, ч, щ], чтобы не было путаницы.
4. Опознаются оппозиционные звуки (согласный и смягченный
согласный) с напоминанием артикуляции обоих звуков и узнаванием их в
слове. Одним из игровых упражнений в работе над дифференциацией
оппозиционных звуков является раскладывание картинок по звукам.
Заключительный этап данной работы — придумывание слов на
определенные звуки. Красный цвет обозначает гласный звук, синий —
согласный, зеленый — смягченный согласный звук.