Раиса Юдина
Консультация для родителей по экологическому воспитанию «Любовь к природе воспитываем с детства»
▼ Скачать + Заказать документы
Любовь к природе воспитываем с детства
Если деньги накопить,
Можно многое купить,
Дом, одежду и завод,
Самолет и пароход.
Но нельзя купить росу,
Птичье пение в лесу.
И не спрятать в кошелек
Родничок и тополек.
О. В. Токмакова
Сегодня многие говорят об экологическом воспитании. Мы еще не полностью осознали серьезность экологических проблем, но уже торопимся переложить на плечи подрастающих поколений груз ответственности за содеянное.
Темочки:
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Модель трёх вопросов. Образовательная технология
- Природа, планета Земля, экология
- Экологическое воспитание. Консультации
- Темочки
Если мы надеемся, что дети захотят решать за нас экологические проблемы, которые мы оставляем им в наследство, надо, чтобы их представления о мире были иными. Чтобы мир явился им красивым и одуховоренным. Одухотворялся же он всегда через сказку, через живой образ. Мы должны соединить естественно – научный подход к экологическому воспитанию с художественным началом. Что в будущем сможет остановить людей от вырубки и загрязнения лесов? Рациональный взгляд на вещи? Нет. На любой разумный довод всегда найдется столь же разумный контраргумент. Только живое переживание, полученное в детстве и связанное с представлением о ценности жизни дерева как живого существа, способного ощущать боль, может в нужный момент изменить ход событий.
Воспитание правильного бережного отношения к природе, умения бережно обращаться с живыми существами имеет большое значение в дошкольный период жизни ребенка. Планомерная работа по экологическому воспитанию должна проводиться как в дошкольных образовательных учреждениях, так и в семье.
Сегодня все знают о существовании экологических проблем, угрожающих здоровью людей, о том, что большая часть населения Земли оторвана от природы, так как живет в городах среди асфальта и железобетонных конструкций. Да и природа все больше «притесняется». не потому ли мы «вносим» природу в городские квартиры, служебные помещения, офисы, инстинктивно чувствуя опасность остаться вне общения с ней. Сейчас редкая семья не содержит кошку или собаку, редкий офис не украшают красивый аквариум или комнатные растения.
Все мы в обязательном порядке должны чаще выезжать за город, общаться с растениями и животными, любоваться красивыми пейзажами, слушать лесные шорохи, наслаждаться тишиной. А взрослым, воспитывающим детей, следует каждодневно приобщать их к таинствам и красоте природы, чтобы уже в раннем детстве в каждом человеке зародилось чувство общности с ней.
Иногда занятия самыми простыми хозяйственными делами научат ребенка большему, чем сотни слов. Например, уход за комнатными растениями: поручите ребенку каждый день поливать цветы и протирать листья комнатных растений. Пусть это станет его обязанностью – он возьмет на себя заботу о зеленых питомцах.
Если у вас есть дача, выделите на общем огороде грядку, на которой дошкольник будет выращивать разные овощи. Пусть он сам посадит на своей маленькой грядке лук, чеснок, укроп, горох, редиску, салат – всего понемногу. Это поможет ребенку увидеть, как по-разному растут овощи. Ребенок так же, как и взрослые, должен сам поливать свою грядку, пропалывать и подкармливать растения.
Объясните ребенку, что всем растениям требуются специальные условия существования – ведь они живые.
Самостоятельно выращивая овощи на огороде и собирая урожай, ребенок интересуется и наблюдает, куда и как их используют: что идет в суп, а что идет в салат; что можно есть в сыром виде, а что – обязательно варить; какие овощи следует заготовить впрок. Повседневные разговоры с ребенком на эту тему помогут ему осмыслить значение труда взрослых.
Если у вас дома есть любимец, приучайте ребенка не только играть с ним, но и заботиться о нем: вытряхивать подстилку, мыть миски, следить за тем, чтобы в миске всегда была свежая вода; осторожно расчесывать шерсть, не дергая за волоски и не царапая щеткой кожу. Животному нельзя делать больно!
Одним словом, поручите малышу выполнять посильную работу по уходу за животным. Объясните ему, что это очень важная работа и не каждому ее можно доверить. Постепенно малыш привыкнет принимать участие в заботах о животном и начнет делить с вами хлопоты по уходу за ним без просьб и напоминаний. Малыш на практике поймет, что это такое – забота о тех, кто от тебя зависит.
Взрослым следует помнить, что результаты воспитания проявляется не сразу, эффект педагогических усилий можно обнаружить лишь со временем. На этапе дошкольного детства самое важное – вызвать в ребенке положительные эмоции, оставить в его душе яркие впечатления, которые пройдут с ним по жизни как воспоминания о радостном и прекрасном общении с природой.