Татьяна Терехова
Консультация для воспитателей «Как ребенку привить любовь природе»
▼ Скачать + Заказать документы
Впечатления о родной природе, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе своего края, к Родине.
С самых ранних лет необходимо воспитывать у детей любовь к лесу, приучать их беречь птиц и животных. Надо как можно раньше ввести детей в мир природы, дать им возможность почувствовать многообразие форм, красок, звуков в ней. Привлекая внимание детей к птичьим голосам, к шелесту листьев, к журчанию ручья, к следам животных, надо учить их наблюдать природу, понимать некоторые происходящие в ней явления.
Публикация «Консультация для воспитателей „Как ребенку привить любовь природе“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Показывая детям труд человека в природе, создавая возможность для самостоятельного выращивания ими растений, нужно воспитывать у детей любовь и уважение к труду.
Под умелым руководством воспитателя дети обогащаются конкретными представлениями, замечают и устанавливают некоторые связи между явлениями природы.
Чтобы дети полюбили и поняли природу, мало одних наблюдений, говорит Белинский. "Для этого, - указывает он, - надо одушевить для них весь мир и всю природу, заставить говорить языком любви и жизни и немой камень, и полевую былинку, и журчащий ручей, и тихо веющий ветер, и порхающую по цветам бабочку. "
Воспитателю надо умело сочетать в работе художественное слово с непосредственными наблюдениями детей в природе.
Художественное описание знакомого растения, животного и явления в природе делает восприятие детей ярче, вызывает интерес к наблюдениям. Так, например, после того как детям прочитают детям прочитают рассказ М. Пришвина "Золотой луг", они на прогулке обращают внимание на вид луга в разное время дня, в разную погоду; с интересом рассматривают одуванчик и другие цветы, замечают изменения форме
Основываясь на имеющихся общих представлениях детей о листьях, цветах, можно дать художественное описание до ознакомления их с описываемым растением в природе. Например, воспитатель читает или рассказывает детям сказку Н. Павловой "Как облачко" или "Подножная травка", потом на прогулке предлагает детям отыскать подмаренник или травку-пупавку, рассмотреть их и найти те признаки которые описаны в сказке.
В другом случае художественное слово должно опираться на личный опыт детей, полученный ими из наблюдений конкретного мира в процессе игр и труда в природе.
Так, например, сказку "Зимняя пирушка" Павловой хорошо прочитать детям после того, как они видели зимой в лесу, в парке деревья, различали их по внешнему виду.
Художественное описание, соединенное с живым восприятием природы, поможет образованию ярких образов, обогатит словарь детей. Например, во время снегопада можно прочитать детям стихотворение И. Сурикова "Зима". Или после сбора с детьми в лесу грибов напомнить им стихотворение Е. Трутневой "Грибы", в котором дано яркое описание грибов и показана связь их названий с местом положением.
Под осинами на кочке
Гриб в малиновом платочке,
Подосиновиком звать,
и его придется взять.
После проведенных наблюдений за ростом созревания земляники в старшей группе хорошо выучить с детьми стихи Е. Трутневой "Земляничка", в средней - прочитать или выучить часть стихотворения.
Стихотворение П. Воронько "Липка", "Березка", А. Плещеева "Травка зеленеет" дают художественны, образы знакомых детям деревьев, птиц, вызывают к ним любовное, бережное отношение. Эти стихотворения могут быть прочитаны детям, некоторые из них выучены наизусть.
Народные пословицы, поговорки, приметы усваиваются детьми только тогда, когда содержание их отражает близкие детям явления. Например, "Мороз не велик, да стоять велит" или "Береги нос в большой мороз". Такие поговорки могут быть сказаны детям на прогулке, в подходящих случаях.
На родные приметы, в которых хорошо отраженны доступные для детей связи в явлениях природы, можно использовать во время наблюдений на прогулках. Например: "Дым столбом - к морозу", "Ласточки летают низко - перед дождем", "Муравьи прячутся в гнезда - к дождю" и пр.
На прогулке воспитатель может найти много естественного материала для занятий игр с детьми. Так весной можно использовать молодые бутоны репейника для поделки мячиков и корзинок; летом - листья репейника и луговые злаки для изготовления шапочек и т. п.
Умелое сочетание художественного слова с непосредственными наблюдениями и деятельностью детей в природе помогут воспитать у детей внимание и интерес к окружающей их природе, создать основу для глубокого понимания ими родной природы, любви к ней.