Гульнара Абайдуллина
Консультация для родителей «Особенности речевого развития детей дошкольного возраста 3–4 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей : «Особенности речевого развития детей дошкольного возраста 3- 4 лет. Использование игр и игровых упражнений для развития речи детей в домашних условиях»
Развитие речи детей 3-4 лет происходит очень быстро.
Публикация «Консультация для родителей „Особенности речевого развития детей дошкольного возраста 3–4 лет“» размещена в разделах
Ребёнок к 3-м годам усваивает свой родной язык. Активный словарь детей от 3-х до 4-х лет растет почти до 100 новых слов за месяц.
Если в три года для общения ребенку достаточно нескольких сотен слов, то в четыре года количество слов достигает 1,5-2 тысячи. Надо помнить, что в семье для повседневного общения взрослыми используются примерно от 3-х до 5-ти тысяч слов.
В этом возрасте улучшается звуковое оформление слов, фразы становятся более развернутыми. Не все дети имеют одинаковый уровень речевого развития : одни к трём годам уже правильно произносят слова, а другие - неправильно, третьи говорят недостаточно отчётливо, неправильно произносят отдельные звуки. Наиболее распространенными ошибками являются пропуск и замены звуков, перестановка звуков и слогов, нарушение слоговой структуры (сокращение слов, неправильное ударение) .
Дети 3-4 лет глаголы произносят в настоящем времени. В предложениях на первом месте подлежащее, потом сказуемое, затем дополнение. Дети легко воспринимают простые назывные предложения. В этом возрасте дети пытаются установить значение слов, их происхождение, придумывают свои слова. Иногда дети пытаются исправлять плохо говорящих сверстников, хотя ещё не может определить, какой звук в слове произнесено неправильно.
Ребёнок ещё не может сам определить, из каких звуков состоит слово, установить их последовательность и разложить слово на части (слоги и звуки).
Все хотят, чтобы речь ребенка была грамотной, понятной. Ребенку 3-4 лет еще сложно овладевать сразу и грамматикой речи (согласовывать части речи в роде, числе, падеже, времени, умением связно произносить свои мысли. Правильное произношение звуков идет с развитием фонематического слуха (как слышит, так и говорит). Поэтому взрослый с ребенком должен говорить четко, внятно.
Ребенку 3-4 лет сложно регулировать свое речевое дыхание, он не делает пауз между словами, фразами, проглатывает окончания слов, неправильно ставит ударение в словах. От правильного речевого дыхания зависит красота звучания речи. Уметь правильно слышать и произносить звуки родного языка (в этом возрасте — кроме ш, щ, р, л) помогут специальные игры и упражнения.
Самый лучший вариант развития речи ребёнка – это игра. Предлагаю вам логопедические игры для детей 3- 4 лет. Эти игры развивают правильную речь ребёнка.
Игра «Волшебный сундучок».
Цели: развивать внимание, память, навык классифицирования предметов, помочь освоению правильного употребления родовых местоимений.
Описание: положить в коробку несколько разных предметов и сказать: «Я нашла волшебный сундучок! Давай посмотрим, что там лежит». Взрослый достает предметы по одному, дает им краткую характеристику: «Смотри - это яблоко, оно круглое, красное! А вот - машина, она с кузовом и большими колесами. Еще здесь картина есть. Какая она красивая! И еще - большая кукла в синем платье! Это чайник, маленький, розового цвета». Сложить все предметы в коробку и предложить ребенку угадать предмет по описанию. «Она в синем платье, большая; оно круглое, красное; он маленький, розового цвета», выделяя интонацией местоимения «он, она, оно». После того как все предметы будут выложены еще, предложить ребенку забрать игрушки.
Игра «Что, где, когда».
Цели: развивать речь; помочь усвоению грамматических форм слов.
Описание: бросая мяч ребенку, задать вопросы:
- Где растут ветки? (На дереве.)
- Где растут деревья? (В лесу.)
- Где растут листья? (На ветке.)
- Где живут рыбы? (В реке.)
Игра «Спасибо, Маша!».
Цели: способствовать сенсорному развитию; помочь освоению родовых окончаний имен прилагательных.
Описание: прочитать ребенку потешку, сопровождая ее действиями.
Маша кашу варила, Выполнить круговые движения рукой, имитирующие размешивание каши.
Федота кормила. Выполнить движения рукой, имитирующие кормление ложкой.
Федот компот варил. Сымитировать «размешивание» в другую сторону.
Машу поил. Сымитировать питье из воображаемого стакана.
«Спасибо, Маша! Наклонить голову.
Спасибо, Федот! Выполнить поклон головой.
Вкусная каша!
Вкусный компот!
Спросить у ребенка, что еще может быть вкусным, перечисляя слова разного рода: «Яблоко какое? Вкусное! Суп какой? Вкусный! Груша какая? Вкусная!».
Игра «Поезд особого назначения».
Цель: развивать фонематический слух.
Игровой материал и наглядные пособия : картонные коробки.
Описание: сделать поезд с вагонами из картонных коробок. Объяснить, что поезд возит только особые грузы. Сегодня, например, он повезет только те предметы, которые начинаются на букву А. Помочь ребенку собрать необходимые вещи, выделить первый звук каждого слова.
Игра «Один - много».
Цели: развивать речь, внимание; познакомить с формами слов во множественном числе.
Игровой материал и наглядные пособия : парные карточки с изображением одиночных и множественных предметов.
Описание: разложить перед ребенком карточки с изображениями нескольких предметов. У взрослого - карточки с одиночными предметами. Показывая ребенку карточку, нужно спросить: «У меня есть кубик, а у тебя есть кубик?» Помочь ребенку найти карточку с изображением нескольких кубиков. Дать образец ответа: «У меня - кубик, а у тебя -кубики!» Использовать изображения предметов, множественное число которых образуется с помощью разных окончаний: шкаф- шкафы, мяч- мячи.
Игра «Поезжай!».
Цель: развивать навык правильного употребления форм глаголов.
Описание: взрослый разыгрывает игровую ситуацию: к ребенку подъезжает игрушечный зайка на машине, сообщает, что он едет на стройку, и просит погрузить кубики в кузов машины. После загрузки машины помахать зайке рукой и сказать: «Ну, поезжай, зайка». Затем приезжают мишка, кукла и другие игрушки. Побуждать ребенка говорить не «Ехай!», а «Поезжай!». Если ребенок ошибся, поправить его.
Игра «Кто к нам пришел?».
Цель: развивать речь, логическое мышление.
Описание: спрятать игрушку-котенка. Спрятанный котенок забыл, какое он животное, но знает, что мама у него - кошка, а папа - кот. Обыграть ситуацию с цыпленком, теленком.
Игра «Магазин».
Цель: развивать слуховое восприятие, внимание.
Описание: предложить ребенку поиграть в магазин. Разложить на витринах «товары» : игрушки, книжки, посуду. «Покупателями» могут быть взрослый с ребенком, куклы, мягкие игрушки. Купить понравившуюся вещь можно при одном условии: «покупатель» произносит звук, с которого начинается название «товара» : машина- «м», книжка — «к»
Игра «Кому бы позвонить?»
Цели: развивать речь; заложить основы этикета.
Игровой материал и наглядные пособия : игрушка-телефон.
Описание: предложить ребенку «позвонить» кому- нибудь по телефону (бабушке, дедушке, другу, игрушке). Взрослый исполняет роль собеседника. Обратить внимание ребенка на необходимость здороваться, говорить «спасибо» и «пожалуйста», поддерживать разговор. Поинтересоваться, что бы ребенок хотел спросить у бабушки (зайки, лисички, что может рассказать о себе, о маме, папе. Напомнить ребенку о необходимости говорить «до свидания» по окончании разговора.
Артикуляционные упражнения тоже развивают речь. Предлагаю вам несколько таких упражнений.
«Дудочка»
Дети вытягивают губы вперед длинной трубочкой. Упражнение вырабатывает движение губ вперед, укрепляет мышцы, способствует подвижности губ.
«Киска лакает молоко»
Дети открывают рот, губы в улыбке, и широким кончиком языка гладят небо, делая движение назад – вперед. Гимнастика развивает подвижность языка.
«Мишка вытягивает губы»
Не умеет песни петь,
Любит мед. Кто он? (Медведь).
Вытягивают вперед сомкнутые губы, удерживают их в таком положении 5-10 секунд и возвращают обратно. Упражнение вырабатывает движение губ вперед, укрепляет мышцы губ, развивает их подвижность.
«Подуем на горячий чай»
Дети вытягивают губы вперед длинной трубочкой и дуют, стараясь, чтобы воздушная струя была ровной. Упражнение развивает у детей равномерный и продолжительный выдох.
«Пила»
Запилила пила,
Зажужжала, как пчела.
Губы округлены и слегка вытянуты вперед. Зубы сближены, но не соприкасаются. Широкий кончик языка поднят к альвеолам или передней части твердого неба и образует с ними щель. Произносят на ровном, продолжительном выдохе звук ж. Упражнение способствует равномерности и продолжительности выдоха.
«Улыбка»
Удерживают губы в улыбке, не показывая зубов. Упражнение вырабатывает умение удерживать губы в улыбке.
«Улыбка – трубочка»
Чередуют положение губ. Упражнение развивает подвижность губ.
«Конфетка»
Рот закрыт, напряженным языком упираются то в одну, то в другую щеку. Упражнение укрепляет мускулатуру языка и щек.