Павловп Любовь Николаевна
Консультация для родителей «Особенности адаптации детей с ОВЗ к условиям образовательного учреждения»
▼ Скачать + Заказать документы
С поступлением ребенка в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: регламентированный режим дня, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение и новые взрослые, новые требования к поведению. Все это изменения не следуют один за другим, а обрушиваются на ребенка внезапно, вызывая стрессовую ситуацию. Малышу необходимо «адаптироваться», т. е. приспособиться к новым условиям.
Темочки:
- Адаптация в детском саду. Консультации
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Консультации для родителей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Темочки
Адаптационный период может быть различен по продолжительности: от 1 месяца до полугода. Обычно в первые дни дети с удовольствием идут в детский коллектив: сказывается «эффект новизны». Наиболее сложными могут быть 4-5-й дни посещения группы, когда может появиться плач, отказ идти в группу. Отнеситесь к такому поведению с пониманием: сократите пребывание в группе, проявите дополнительное внимание дома. Дети по-разному могут входить в группу: во многом это зависит от их индивидуальных особенностей. Кто с первых минут начинает плакать и не отпускает маму, а кто-то чувствует себя уверенно. В самый острый период адаптации многие дети отказываются от еды, плохо спят (чуткий, беспокойный сон, становятся капризными, утрачивают сформированные навыки и достижения развития. Могут появиться соматические расстройства: болит живот, голова, расстройства пищеварения. Но самое главное ребенок будет просить больше, чем обычно, внимания и тепла: может проснуться ночью и звать маму. И еще одна ситуация, характерная для детей в период адаптации, о которой часто спрашивают родители : в образовательном учреждении и дома ребенок ведет себя совершенно по-разному (в группе ребенок более спокоен, а дома плаксив, капризен). Это предсказуемая ситуация. В образовательной организации дети чаще всего не могут реализовать большинство своих импульсов, вынуждены сдерживать свои эмоции. Так, что в конце дня таких нереализованных движений и эмоций накапливается довольно много. Ребенку необходимо дать возможность выплеснуть их приемлемым способом : дать вволю порезвиться на детской площадке, поиграть в подвижные, эмоциональные игры, при необходимости обеспечить покой и уединение. В противном случае это может вылиться в истерики или повышенную двигательную активность. По мере привыкания данные негативные проявления постепенно уходят. О том, что малыш адаптировался, можно понять, когда у него нормализуется аппетит, сон, эмоциональный фон, малыш с удовольствием начнет ходить в группу и радовать родителей новыми успехами.
Советы психолога: «Создание благоприятной эмоциональной обстановки в период адаптации ребенка к условиям образовательного учреждения» Обеспечьте ребенку постепенное вхождение в новые условия. Постарайтесь не переутомлять ребенка. Желательно первое время забирать его тогда, когда малыш еще не устал, и ему не хочется уходить. Тем самым Вы сформируете у него желание снова прийти в образовательное учреждение. Будьте последовательными и уверенными в том, что делаете, постарайтесь строго выполнять свои обещания. Если ребенок необоснованно капризничает утром, твердо скажите ему, что Вы его любите и поможете ему во всем, но идти надо, потому что, это интересно, весело, познавательно. Сократите время сборов (заранее сложите все необходимые вещи). Создайте интересный «ритуал одевания», например, включайте позитивную бодрую музыку. И, конечно, сами будьте оптимистично настроены. Постарайтесь на время адаптации до минимума снизить нагрузку на нервную систему ребенка. Для этого обеспечьте спокойную семейную обстановку! Избегайте стрессовых ситуаций. В выходные дни дома постарайтесь соблюдать такой же режим, как и в рабочие дни, постарайтесь проводить развивающие занятия с учетом рекомендаций педагогов. В период адаптации эмоционально поддерживайте ребенка. Дети в период адаптации чувствуют тревогу, часто вынуждены сдерживать свои переживания, что приводит к внутреннему напряжению, которое, если не разрядить, может стать причиной невроза. Поэтому дома чаще обнимайте ребенка, играйте с ним в веселые подвижные игры, поощряйте выражение эмоций. Поддерживайте ребенка, хвалите его за любые достижения. Терпимо относитесь к детским слезам, капризам. Помните, что ребенку сейчас нелегко, а слезы – естественный выход отрицательных эмоций.
Подчеркивайте, что Ваш ребенок Вам дорог и любим!
Подготовила Павлова Л. Н. педагог-психолог, «Белореченский КЦРДИ» г. Белореченск