Людмила Ярошенко
Консультация для родителей «Основные этапы логопедической работы по коррекции звукопроизношения»
▼ Скачать + Заказать документы
«Основные этапы логопедической работы по коррекции звукопроизношения»
Цель: Повысить психолого-педагогическую компетентность родителей детей старшего дошкольного возраста зачисленных на коррекционно-развивающие занятия в логопедический пункт дошкольного учреждения в вопросах организации логопедической работы по коррекции звукопроизношения.
Публикация «Консультация для родителей „Основные этапы логопедической работы по коррекции звукопроизношения“» размещена в разделах
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Консультации для родителей
- Консультации логопеда для родителей
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Задачи:
1. Познакомить родителей с основными этапами логопедической работы по коррекции звукопроизношения.
2. Показать родителям важность закрепления в домашних условиях умений сформированных на занятии.
3. Активизировать родителей в стремлении использовать игры и игровые упражнения в работе над звукопроизношением у детей в домашних условиях.
4. Способствовать сближению взрослых в процессе выполнения заданий и игр. Предварительная работа :
1. Изучение специальной педагогической литературы.
2. Подбор игр и игровых упражнений.
3. Оформление стендовой информации и памятки для родителей.
4. Организация выставки методических пособий, логопедических альбомов и тетрадей для занятий в домашних условиях.
Демонстрационный материал:
1. Видеопроектор, экран.
2. Предметные картинки для артикуляционной гимнастики, пособия на развитие длительного ротового выдоха и развития мелкой моторики пальцев рук, дидактические игры и пособия для автоматизации и дифференциации звуков.
3. Интерактивная игра «Учимся говорить правильно».
Раздаточный материал:
1. Листы бумаги и ручки.
Ход консультации:
Добрый вечер, уважаемые родители! Логопедическая работа по преодолению нарушений звукопроизношения проводится в определенной последовательности, поэтапно. Общий ее ход должны себе представлять и вы, уважаемые родители, поскольку ваше активное и сознательное участие в логопедическом процессе значительно сокращает сроки работы и повышает ее общую эффективность.
Все содержание логопедической работы по коррекции нарушений звукопроизношения условно может быть разделено на три основных этапа, каждый из которых преследует свою цель.
Первый этап, подготовительный
Второй этап, формирование новых произносительных умений и навыков
Третий этап – формирование коммуникативных умений и навыков
Рассмотрим каждый из этих этапов в отдельности.
Первый этап, подготовительный
Цель - тщательная и всесторонняя подготовка ребенка к длительной и кропотливой коррекционной работе. Этот этап необходим потому, что нередко к постановке звука нельзя приступить сразу, поскольку ребенок не может придать своим артикуляторным органам нужное положение.
Например, нам нужно воспитать у него правильную артикуляцию звука "р", а ему не удается даже поднять кончик языка кверху, не говоря о самой вибрации. При таких обстоятельствах необходимо проведение подготовительной работы.
Подготовительная работа включает в себя :
1. Нормализацию мышечного тонуса органов артикуляции
Для этого используется самомассаж.
Самомассаж – это массаж, выполняемый самим ребёнком. Самомассаж органов артикуляции активизирует кровообращение в области щек, губ и языка. Ребёнок сам выполняет приёмы самомассажа, которые показывает ему взрослый.
Самомассаж лица «ЗИМА»
Смотрят дети из окна:
По дорожке ледяной Поглаживающие движения
В гости к ним идет зима
В белой шубке меховой.
Белая метелица Спиралевидные движения.
По дорогам стелется,
Закружилась над землей,
Затянуло небо мглой
За снежинками снежинки Легкие постукивающие движения
Тихо кружатся, летят.
Укрывает все тропинки
Покрывалом снегопад.
На ветвях развесил иней Пощипывающие движения
Ночью Дедушка Мороз
Он сегодня очень сильный
Щиплет щеки, лоб и нос.
Побежим домой скорей. Растирающие движения.
Не догонит нас Мороз!
Рукавичкой посильней
Разотрем мы щеки, нос
Завтра снова будем мчаться Поглаживающие движения
На коньках и на санях
И на лыжах с гор кататься
Ведь зима у нас в гостях.
Самомассаж лица и шеи.
При более «упорных» случаях в нарушении тонуса мышц (без динамики в коррекционной работе) применяется логопедический массаж.
Логопедический массаж - это активный метод механического воздействия, в тех случаях, когда имеется нарушение тонуса мышц, и благодаря которому улучшается состояние органов артикуляции (губ, щёк, языка, мягкого нёба).
2. Развитие артикуляционной моторики (до уровня минимальной достаточности для постановки звуков).
Проводится артикуляционная гимнастика, основная цель которой состоит в развитии достаточной подвижности органов артикуляции: щёк, губ, нижней челюсти и языка. Давайте вместе выполним несколько упражнений артикуляционной гимнастики: - упражнения для щёк – «Хомячки», «Комарики», «Полощем рот»; -упражнения для губ - «Улыбка», «Трубочка», «Остановим лошадку»; -упражнения для языка - «Блинчик», «Индюшка», «Кошка лакает молоко», «Чашечка», «Горка», «Жало», «Парус», «Лошадка цокает», «Грибок», «Гармошка».
3. Нормализация речевого дыхания
Проводятся дыхательные упражнения с целью усилить, удлинить речевой выдох. Давайте попробуем выполнить некоторые дыхательные упражнения: «Желобок», «Прохладный ветерок» (дуем на вертушку, султанчик, вату и др., «Вертолётик». В домашних условиях для развития длительного физиологического выдоха используем надувание воздушных шариков и мыльных пузырей, дутьё в свистульки, задувание свечки и др.
4. Развитие фонематического восприятия изучаемого звука
Проводятся игры и упражнения для выделения заданного звука из среды звуков, слогов и слов с заданным звуком :
• игра «Поймай звук»
• игра «Цветочная поляна»
В домашних условиях для организации игры «Поймай звук» можно использовать пуговицы, счетные палочки, цветные карандаши, фишки, мелкие игрушки и др.
5. Развитие мелкой моторики рук
Проводится пальчиковая гимнастика, шнурование, конструирование из палочек и др. Качественная подготовительная работа обеспечивает успех постановки звуков и всей коррекционной работы. Поэтому она требует максимального внимания логопеда и больших затрат времени. Помощь родителей в подготовительный период играет очень большую роль. Она должна заключаться в систематическом выполнении с ребенком всех предлагаемых логопедом артикуляторных упражнений, а также упражнений в слуховой дифференциации звуков. Для этого не нужно быть специалистом — достаточно получить лишь подробную консультацию логопеда.
Второй этап, формирование новых произносительных умений и навыков
Основные направления работы :
1. Постановка звука
2. Автоматизация поставленного звука
3. Дифференциация смешиваемых звуков
1. Постановка звука
Под постановкой звука понимается сам процесс обучения ребенка правильному произношению этого звука. Ребенка учат придавать своим артикуляторным органам то положение, которое свойственно нормальной артикуляции звука, что и обеспечит правильность его звучания. Если в речи ребёнка звук отсутствовал полностью, заменялся другим звуком (например, замена звука «Ш» на «С») или произносился искажённо (например, горловое произношение звука «Р», то звук ставится заново. Когда дефектная артикуляция звука в целом близка к нормальной, при таких дефектах, как межзубное произношение звука «С», губно-зубное произношение звука «Л» коррекция звука, заключающаяся в уточнении лишь отдельных элементов его артикуляции.
Так, например, при межзубном произношении "с" для достижения нормальной артикуляции нужно только научить ребенка удерживать кончик языка у нижних резцов, убирать его за зубы. Постановка звука может производиться путем подражания, с механической помощью, от других правильно произносимых звуков (от опорных звуков) и смешанным способом. Способ постановки звука путем подражания является наиболее легким как для логопеда, так и для самого ребенка, поскольку требует минимальной затраты усилий и времени. Он заключается в том, что логопед в присутствии ребенка ясно и четко произносит нужный звук. Ребенок, слыша звук и одновременно видя положение органов артикуляции, нередко сразу оказывается в состоянии его воспроизвести. Если это произошло, то постановку звука можно считать законченной: ребенок научился произносить его правильно. Этот способ постановки звука могут использовать и сами родители — во многих случаях он сработает. Когда звук поставлен необходимо закрепить его изолированное произношение.
2. Автоматизация звука
Как только удается добиться правильного звучания изолированного звука, нужно сразу переходить к следующему этапу коррекции звукопроизношения — к этапу автоматизации, то есть к обучению ребенка правильному произношению звука в связной речи. Необходимость выделения специального этапа автоматизации связана с тем, что и после усвоения нормальной артикуляции звука ребенок в силу сложившейся привычки продолжает неправильно произносить его в речи. Ведь что такое дефектное произношение звука? Это далеко не только произношение самого звука. Если ребенок заменяет в своей речи, например, "ш" на "с", то у него соответствующим образом сформированы и все стереотипы слов, включающих этот звук ("скаф" вместо "шкаф", "скола" вместо "школа", "сум" вместо "шум" и т. п.). Естественно, что сразу после постановки звука он не сможет произносить все слова с данным звуком правильно
В целях облегчения этой сложной для ребенка задачи автоматизация звука осуществляется при условии постепенного нарастания сложности речевого материала. При этом на этапе автоматизации, работа ведется одинаково и в одной и той же последовательности, от простого к сложному, а именно:
• автоматизация звука в слогах (открытые, закрытые слоги, слоги со стечением согласных звуков);
• автоматизация в словах (в начале, в середине, в конце слова); При автоматизации звука в словах используются речевые лексико-грамматические игры на словоизменение, словообразование и согласование слов, игры на определение места заданного звука в слове, а также настольные игры и разнообразный игровой материал. • автоматизация в специально подобранных фразах (словосочетаниях, чистоговорках, предложениях, стихах);
• автоматизация в текстах, насыщенных вновь воспитываемым звуком;
• автоматизация в обычной разговорной речи.
Речевой материал подбирается насыщенный данным звуком. Для автоматизации поставленного звука в домашних условиях можно использовать разнообразные альбомы и домашние тетради. Помощь логопеду со стороны родителей на этом этапе просто незаменима. Сначала она должна заключаться в систематическом прослушивании ими всех произносимых ребенком слогов, слов и фраз с автоматизируемым звуком в целях контроля правильности его звучания - поправлять в свободной речи.
3. Дифференциация смешиваемых звуков Основная задача данного этапа заключается в том, чтобы воспитать у ребенка прочный навык уместного употребления в речи поставленного звука, без смешения его с акустически или артикуляторно близкими звуками. Это достигается путем специальных упражнений. Работу по различению ребенком смешиваемых звуков по сути дела начинают уже в подготовительный период и в период постановки звука. На подготовительном этапе учат дифференцировать заменяемые в речи звуки на слух, а на этапе постановки звука внимание ребенка привлекают к различному положению губ и языка и к различной по своему характеру струе выдыхаемого воздуха при артикулировании смешиваемых им звуков (например, "с" и "ш", "з" и "ж"). Переход к специальному этапу дифференциации звуков может быть начат только тогда, когда оба смешиваемых звука уже правильно произносятся ребенком в любых звукосочетаниях, то есть когда они полностью автоматизированы. Особенность подбора речевого материала на данном этапе состоит в том, что в нем постоянно присутствуют оба смешиваемых ребенком звука, которые он и должен научиться больше не смешивать. Это довольно сложная для него задача, требующая постоянного самоконтроля. Контроль правильности произношения ребенком звуков должен быть и со стороны взрослого. Как и на предыдущем этапе, сложность речевого материала здесь тоже нарастает постепенно. Дифференциация звуков проводится в той же самой последовательности, что и на этапе автоматизации, а именно:
Дифференциация смешиваемых звуков в произношении :
• дифференциация в разных типах слогов ("са-ша", "ас-аш", "сто-што");
• дифференциация в словах типа: "миска — мишка", "сутки — шутки", "сайка — шайка";
• дифференциация в предложениях типа: «У Маши санки», «Саша ест кашу».
• дифференциация в стихах и связных текстах, включающих оба смешиваемых звука; • дифференциация в обычной разговорной речи; этот последний вид дифференциации сложен тем, что в обычной речи присутствуют не только два дифференцируемых и специально подобранных звука (смотрите все приведенные выше примеры, но и все остальные свистящие и шипящие звуки, с которыми данный звук тоже не должен смешиваться. Дифференциация смешиваемых звуков на слух и в произношении. Роль родителей на этапе дифференциации звуков не менее важна, чем на этапе автоматизации. Заключается она, во-первых, в систематическом контроле правильности выполнения ребенком логопедических заданий, и, во-вторых, в постоянном контроле его речи в обычных жизненных ситуациях — до полного исчезновения в ней звуковых заме
Третий этап – формирование коммуникативных умений и навыков
Направления работы :
1. Выработка у ребёнка самоконтроля за собственной речью в повседневной жизни.
2. Тренировка правильных речевых навыков в различных жизненных ситуациях.
На этом этапе деятельность учителя-логопеда заканчивается. Родители продолжают закреплять правильное звукопроизношение в свободной речи, в общении с ребёнком в повседневной жизни в различных жизненных ситуациях. Работа по коррекции звукопроизношения считается законченной лишь тогда, когда ребенок овладеет навыком правильного произнесения нового звука в обычной разговорной речи. На этот момент приходится обратить особое внимание родителей, поскольку очень многие дети, уже овладевшие правильным произношением звука, не употребляют его в своей самостоятельной речи. Именно по этой причине к логопедам потом нередко обращаются уже взрослые люди, с детских лет умеющие правильно произносить тот или иной звук, но так и не научившиеся пользоваться им в своей речи. Такова общая последовательность логопедической работы при коррекции дефектов звукопроизношения. Соблюдение именно такой последовательности в работе является обязательным, поскольку всякое ее нарушение негативно сказывается на общем результате и затягивает сроки самой работы. Так, например, бесполезно пытаться сразу ставить ребенку звук, если состояние его артикуляторной моторики еще не позволяет этого сделать. Или нельзя начинать автоматизацию звука с ребенком, не научившимся правильно его произносить, и т. п. Успех работы - в сотрудничестве учителя-логопеда, который даёт специальные знания, формирует новые умения, отрабатывает полученные навыки и родителей, которые заинтересованы в результате и чётко следуют рекомендациям специалиста
Спасибо за внимание!
Список используемой литературы
1. О. И. Крупенчук, Т. А. Воробьёва Исправляем произношение. : Комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств. - СПб. : Издательский дом «Литера», 2013. 2. Головнева Н. Я., Ильина М, Парамонова А. Г. «365 проверочных заданий и упражнений для подготовки к школе», Санкт-Петербург, 2000 год.
3. Козырева Л. М. Развитие речи. Дети от рождения до 5 лет. - Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2001
4. Парамонова Л. Г. «Упражнения для развития речи», Санкт-Петербург, 2001 год
5. Парамонова Л. Г. Развитие словарного запаса у детей. - СПб. :«ДЕТСТВОПРЕСС», 2007
6. Герасимова А. С. Популярная логопедия : Занятия с дошкольниками / А. С. Герасимова – 3-е изд. – М. : Айрис – пресс, 2009.
7. Новиковская О. А. Логопедическая грамматика для детей: Пособие для занятий с детьми 6-8 лет. – СПб. : ООО «Издательство «Корона. Век», 2011
8. Емельянова Н. В., Жидкова Л. И., Капицына Г. А. Коррекция звукопроизношения у детей 5-6 лет с фонетическим нарушением речи в условиях логопункта ДОУ : метод. пособие. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013
Учитель-логопед Ярошенко Л. Ю.
МБДОУ № 118