Юлия Винокурова
Консультация для родителей «Образы в лепке»
▼ Скачать + Заказать документы
Изобразительная деятельность в раннем возрасте имеет художественно – образную основу. Создание образа связано с проявлением разнообразных чувств, эмоций. Воспитание у детей отношений к изображаемым явлениям необходимо, так как процесс лепки не только передача отдельных черт, свойств, но и момент активного вхождения в образ, когда перед ребёнком как бы оживают формы.
Публикация «Консультация для родителей „Образы в лепке“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Лепка. Конспекты
- Лепка. Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2016
На первом этапе изобразительной деятельности ребёнка при возникновении пластического образа большое значение имеют речь, игра, звукоподражание. Первые действия малыша с комком солёного теста обусловлены содержанием предмета или явления, которые он воспринимает. Полученный образ начинает узнаваться постепенно. Происходящий при этом процесс восприятия лепки приятен ребёнку и радует его.
Ребёнок третьего года жизни лепит без всякого смысла. Скатав в ладонях комок глины, он внезапно находит сходство с предметами и явлениями. Иногда малыш ждёт момента узнавания, хочет получить изображение, но произвольно не может его создать. Не у всех детей процесс узнавания возникает одновременно. Одни долгое время интересуются процессом действия, поэтому они молча манипулируют тестом, другие находят сходство лепки с предметами. Этот процесс носит чаще всего субъективный характер. При этом ребёнок проявляет речевую активность, он называет предмет, который у него получился, восклицает, жестикулирует.
При создании образа маленький ребёнок может одновременно сочетать виды деятельности (рисунок, пластика, силуэт, слово, игра). Этот процесс в зависимости от возраста детей протекает по – разному.
В возрасте от 1 года 6 мес. до 3 лет дети ещё не овладели произвольностью создания того или иного образа. В комке солёного теста нет отчётливых изображений предметов, малыши называют: «Это девочка (собачка, машина, самолёт, дом)». Однако не для всех детей характерна эта особенность. Одни молча всматриваются в очертания комка стараясь найти сходство с предметами, явлениями окружающего, другие охотно рассказывают взрослым о том, что хотели изобразить в лепке. Если воспитатель мало уделяет внимания формированию образа, то содержательная сторона деятельности не развивается.
В возрасте 3 – 4 лет дети могут преднамеренно создавать образы предметов и явлений. Они быстро овладевают композицией, формой, лучше воспринимают объёмную форму в лепке. Для детей этого возраста характерна уже устойчивость замысла, проявление сосредоточенности и целенаправленности в работе.
В процессе рассматривания окружающих предметов, иллюстраций в книгах у детей 2 – 3 лет проявляется не только интерес, но и способность видеть в них образы различных предметов, животных.
Отношение ребёнка к изображаемому характеризуется тем, что малыш во время лепки действует как в реальной ситуации. Так, слепив силуэт зайчика, мишки или птички, ребёнок гладит их рукой, начинает вести с ними разговоры как с живыми. Такая игра доставляет детям большое удовольствие.
Сначала связь между движениями и образом однозначна. Ребёнок усваивает её, подражая взрослому. При этом вырабатывается навык произвольного выполнения движений, которые необходимы для создания образа. Постепенно ребёнок оказывается в состоянии создавать и другие образы, т. е. может уже устанавливать новые связи и овладевать ими. Поэтому создаваемые ребёнком образы отличаются устойчивостью, понятной внешней формой выражения. Это уже не те, случайно вспыхивающие ассоциации, которыми владел ребёнок ранее. Объективное сходство с предметом помогает ему увидеть живой образ. В таких случаях меняется характер восприятия изображения, дети оживлённо рассказывают о том, что у них получилось в лепке.
Итак, на первом этапе изобразительной деятельности младших дошкольников созданию образа помогает целый ряд компонентов: речь, игра, звукоподражание. Постепенно дети приобретают умение передавать форму предмета. В связи с этим ассоциативный образ переходит в преднамеренный. Ребёнок не только начинает понимать, что можно в лепке передавать образы предметов, какие – то явления, но у него появляется желание выразить своё отношение к ним.