Татьяна Перова
Художественные образы в творчестве детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Художественный образ – всеобщая категория художественного творчества, форма истолкования и освоения мира с позиции определённого эстетического идеала, путём создания эстетически воздействующих объектов. Художественным образом также называют любое явление, творчески воссозданное в художественном произведении. Художественный образ – это образ искусства, который создаётся автором художественного произведения с целью наиболее полно раскрыть описываемое явление действительности. В то же время, смысл художественного образа раскрывается лишь в определённой коммуникативной ситуации, и конечный результат такой коммуникации зависит от личности, целей и даже настроения столкнувшегося с ним человека, а также от конкретной культуры, к которой он принадлежит.
Публикация «Художественные образы в творчестве детей дошкольного возраста» размещена в разделах
В изобразительном искусстве образ является чувственно-конкретным, наглядным выражением идеи. Художественный образ – это чувственная мысль, он обладает индивидуальностью, определенностью и в тоже время содержит черты, характерные для широкого круга социально обусловленных явлений, характерных для своего времени. Художник в своих произведениях совершает образное открытие жизненной правды и выражает свое отношение к миру. Художественный образ это сплав действительности и творческой фантазии.
Человек воспринимает мир образами, т. е. теми общественными представлениями, которые возникают у него на основе различных ассоциаций (звуковых, слуховых, зрительных и т. д.).
Изображает мир каждый художник по своему, с помощью различных техник: живопись – кисти, краски; графика – карандаш и перо; скульптура – глина, камень, дерево.
Эти определения художественного образа, относящиеся к произведениям художников, в полной мере можно отнести и к творчеству детей дошкольного возраста в период становления художественно-образного видения. Как же проявляются предпосылки художественного творчества у детей? В раннем возрасте непосредственность детских реакций, их яркость, эмоциональность свидетельствуют о первоначальных этапах формирования художественно-эстетического восприятия. Поэтому важно, чтобы в процессе художественной деятельности, ребёнок мог свободно пользоваться самыми различными художественными материалами, передавая образы предметов, явлений окружающей действительности ритмом мазков, штрихов, цветовых пятен, форм, располагая их на различных поверхностях.
Изображаемые карандашами, красками, мазками, штрихами, предметы, персонажи приобретают образы, не совсем понятные взрослым. Однако то, что нам кажется хаосом, для ребёнка и понятно, и объяснимо. Он легко ориентируется в нагромождении линий, форм. Он может объяснить каждое изображение быстро и внятно. И мы видим в рисунке то, что объясняет нам ребёнок.
Постепенно, научившись изображать различные формы, дети создают целую галерею образов. Особенно интересными у них получаются образы человека. Образ человека близок ребёнку тем, что вызывает у него много радостных чувств. «Моя мама», «Мой папа», «Моя бабушка», «Мой дедушка», «Я» – слышим мы часто от детей. Эти рисунки ещё не совершенны, но в своих работах дети стараются выразить свое отношение к своим персонажам. Наблюдения показали, что дети замечают выразительность образа. При дальнейшей работе они изображают новые интересные детали, способствующие выразительности образа.
При оценке творческих работ, дошкольники на предложение воспитателя, выбрать понравившиеся работы, выбирают те, в которых выразительнее композиция, форма, линии, цветовая гамма.
Итак, овладевая изобразительно – выразительными навыками, дети в то же время приобщаются к творческой деятельности. Они получают возможность полнее передавать художественные образы предметов и явлений окружающей действительности. Изобразительная деятельность детей проходит сложный путь развития от простых действий карандашом, краской к процессам образного воспроизведения. Образ становится для ребёнка живым, ощутимым. Этот процесс протекает неодинаково даже у детей одного возраста и зависит от его сферы восприятия, речи, мышления, эмоциональных проявлений. Задача воспитателя – создать условия для творческой деятельности своих воспитанников, способствующие созданию художественных образов. Обучая детей, воспитатель должен опираться на выразительные особенности художественных материалов, приобщать детей к различным видам изобразительной деятельности.