Елена Смакотина
Консультация для родителей «Профилактика нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые коллеги, хочу представить вашему вниманию консультацию для родителей на тему " Профилактика нарушений звукопроизнщшения у детей дошкольного возраста", которую я провела в сентябре 2019 года.
Консультация для родителей на тему: «Профилактика нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста»
(Использование игр для профилактики нарушения звукопроизношения дома)
Разработала консультацию
учитель-логопед 1 кв. категории: Смакотина Е. С.
Публикация «Консультация для родителей „Профилактика нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
Новосибирск 2019 г.
С каждым годом жизнь предъявляет всё более высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и к детям.
Для того чтобы помочь детям справиться с ожидающими их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них речи. Это – основное условие успешного обучения. Ведь через посредство речи совершается развитие отвлечённого мышления, с помощью слова мы выражаем свои мысли.
В школе ребятишек будут учить оперировать понятиями, воспитывать у них способность делать умозаключения. Это означает, что в школу они должны прийти с достаточными знаниями об окружающем физическом мире, о животном и растительном царствах, о людях, с некоторыми этическими и нравственными понятиями – о красоте, добре, о зле, о правде и лжи. И всё это становится доступно детям только через посредство речи.
Всякая задержка в ходе развития речи (плохое понимание того, что говорят окружающие люди, бедный запас слов – названия и слов понятий) затрудняет общение ребёнка с другими детьми и взрослыми.
Что же следует сделать для того, чтобы речь ребёнка развивалась правильно, вовремя?
Рассмотрим наиболее часто встречаемые дефекта произношения звуков у детей:
• нарушения в строении артикуляционного аппарата (увеличенный язык; укороченная, массивная подъязычная уздечка; аномалии прикуса);
• недоразвитие артикуляционной моторики (мышцы губ и языка недостаточно развиты, их движения замедленны и однотипны, плохо дифференцируются, быстро утомляются при однообразных движениях и т. д.);
• недоразвитие речевого дыхания.
Так как речь ребёнка развивается путём подражания речи окружающих людей (в основном, взрослых – родителей, членов семьи, педагогов дошкольного учреждения, сначала механического (рефлекторного, а затем всё более и более осознанного, необходимо целенаправленно влиять на этот процесс. Влияние, прежде всего, выражается в создании соответствующей возрасту детей активной речевой среды: правильная, чистая речь взрослых; чтение произведений художественной литературы; посещение выставок, концертов…
Нельзя приноравливаться к языку ребёнка и сознательно искажать слова – сюсюкаться. Нельзя заменять общение с ребёнком просмотром телевизионных программ, фильмов, игре на компьютере. Всё это не способствует формированию правильного звукопроизношения.
Поэтому рекомендации для родителей могут быть такие:
• обращаясь к ребёнку, следует не торопясь, достаточно громко и отчётливо произносить каждый звук с соответствующей смыслу слова интонацией, чётко выделять ударный слог;
• каждое новое слово должно быть понятным ребёнку, т. е. произнося его, одновременно надо обратить внимание ребёнка на соответствующий предмет, явление или действие;
• неправильно сказанное слово надо спокойно и ласково произнести два – три раза. Правильное добровольное повторение слова ребёнком следует поощрять. Излишне настойчивое требование верного произношения, может вызвать у ребёнка отвращение к речи.
Основной причиной несовершенства звукопроизношения у детей дошкольного возраста становится несовершенство движений артикуляционных органов или их недоразвитие. Поэтому важнейший этап в профилактике возникновения нарушений звукопроизношения – работа по подготовке артикуляционного аппарата.
Рекомендации для родителей:
1) Проводить артикуляционную гимнастику следует ежедневно, чтобы двигательные навыки закреплялись, становились более прочными, уточнялись и совершенствовались основные движения органов артикуляции.
2)Продолжительность занятий должна составлять 3 – 5 минут.
3)Каждое упражнение проводить в игровой форме и повторять 6 – 8 раз.
• «Лопаточка»: рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе. Язык в таком положении удерживать не менее 5 секунд.
• «Чашечка»: рот широко открыт. Передний и боковые края широкого языка подняты, но не касаются зубов. Язык в таком положении удерживать 5 – 10 секунд.
• «Иголочка»: рот открыт, узкий длинный язык выдвинут вперёд. Язык в таком положении удерживать не менее 5 секунд.
• «Горка»: рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх. Язык в таком положении удерживать не менее 10 секунд.
• «Трубочка»: рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх и образуют узкий желобок. Язык в таком положении удерживать не менее 5 секунд.
• «Качели»: рот открыт. Напряженным языком попеременно тянуться сначала к носу, затем к подбородку.
• «Лошадка»: присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку, постепенно убыстряя темп упражнения.
Выполнение артикуляционных упражнений способствует, помимо укрепления мышц языка, растяжению укороченной подъязычной уздечки и в целом приводит к более быстрому и эффективному усвоению детьми норм звукопроизношения.
Не менее важным направлением, влияющим на формирование правильного звукопроизношения, является формирование речевого дыхания. Полезно ежедневно выполнять с детьми дыхательные упражнения и игры:
• Дуть на легкие шарики, бумажные полоски; играть на детских музыкальных духовых инструментах;
• Дуть на привязанные к ниточке ватные шарики, разноцветные картонные и бумажные фигурки;
• Надувать воздушные шарики, пускать мыльные пузыри;
• Сдувать со стола ватные или бумажные пушинки в определённом направлении (игра в «Футбол»);
• Дуть вверх, не давая упасть вниз пушинке, ватке, воздушному шарику;
Выполнение дыхательных упражнений не только влияет на формирование правильного речевого дыхания, но и способствует профилактике заболеваний ЛОР-органов.
Очень часто причиной нарушений звукопроизношения являются заболевания: острый и хронический ринит, искривление носовой перегородки, полипы носовой полости, увеличение аденоидов…
Они затрудняют процесс правильного речевого дыхания, меняют интонацию голоса, вызывают изменения в строении языка, прикуса, нёба.
Так, например, хронический ринит приводит к постоянной заложенности носа, затрудняет дыхание. Со временем ребёнок привыкает дышать ртом, вследствие чего у него может увеличиться размер языка, что приводит к возникновению межзубного сигматизма.
Дыхательная гимнастика.
Для профилактики и лечения ЛОР-заболеваний, а также формирования правильного носового дыхания необходимо ежедневно проводить дыхательную гимнастику:
• Погладить нос (боковые части носа) от кончика к переносице – сделать вдох. На выдохе постучать по крыльям носа указательными пальцами (5 – 6 раз).
• Сделать по 8 – 10 вдохов и выдохов через правую ноздрю, затем – через левую, по очереди закрывая отдыхающую указательным пальцем.
• Сделать вдох носом. На выдохе протяжно тянуть звук «м-м-м», одновременно постукивая пальцами по крыльям носа.
• При вдохе оказывать сопротивление входящему воздуху, надавливая на крылья носа пальцами. Во время более продолжительного выдоха сопротивление должно быть переменным за счёт постукивания по крыльям носа.
• Спокойный вдох через нос. На выдохе одновременно с постукиванием по крыльям носа произнести звуки «ба–бо–бу» и «г-м-м-м».
• Быстро втянуть внутрь живота брюшные мышцы, одновременно сделав резкий выдох через нос (3-4 раза).
• Во время выдоха широко раскрыть рот и, насколько возможно, высунуть язык, стараясь кончиком его достать до подбородка. Беззвучно произнести звук [а-а-а] (5 – 6 раз).
• Полоскать горло 1,5%-ным раствором морской (поваренной) соли.
Список используемой литератературы
1. Голубева Г. Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников.
Методическое пособие. СПб., 2000
2. Костыгина В. Н. Тру-ля-ля. Артикуляционная гимнастика. Дмитров. Издательский дом
«Карапуз», 2003.
4. Максаков А. И. Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников. М., 2007
5. Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М., 1989.
6. Паромонова Л. Г. Профилактика нарушений звукопроизношения у детей СПб, 2005.
7. Статья в журнале: Галкина С. Ф. 2010 Профилактика речевых нарушений у детей в условиях дошкольного логопедического пункта// - Логопед № 5 стр. 18-20.
8. Статья в журнале Порошина Е. Б., Лизунова Л. Р., 2010 Раннее выявление и профилактика речевых нарушений в ДОУ общеразвивающего вида. \\ Логопед № 4 – стр. 10