Дмитриенко Марина Сергеевна
Консультация для родителей «Методы Арт-терапии в работе с детьми с ОВЗ»
Методы арт – терапии безусловно помогают нам в работе с детьми. Этот метод прост, уникален, но в то же время содержателен и несет в себе глубокий смысл. Он помогает нам развить душу ребенка, то самое ценное и хрупкое, что никак нельзя упустить из объекта внимания в процессе воспитания и развития ребенка.
Арт-терапия (от английского “art – therapy”) – буквально означает «лечение искусством». Это стремительно набирающий популярность комплекс методов оздоровления и психологической коррекции при помощи искусства и творчества.
Публикация «Консультация для родителей „Методы Арт-терапии в работе с детьми с ОВЗ“» размещена в разделах
- Арт-терапия в детском саду
- Арт-терапия. Консультации
- Консультации для родителей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Во-первых, они просты и эффективны, а во – вторых сам процесс увлекает и захватывает ребенка.
Арт – терапия представляет собой методику лечения и развития при помощи художественного искусства и творчества. Считается одним из наиболее мягких, но эффективных методов, используемых в работе психологами, психотерапевтами и педагогами.
Словосочетание «арттерапия» в научно-педагогической интерпретации понимается как забота об эмоциональном самочувствии и психологическо здоровье личности, группы, коллектива, средствами художественной деятельности.
В отличие от занятий, направленных на систематическое обучение какому-либо искусству, занятия арттерапией носят скорее спонтанный характер и направлены не на результат, а на сам творческий процесс. Состояние свободного творчества даёт эмоциональную разрядку, возможность самовыражения, и просто доставляет огромное удовольствие всем участникам процесса.
В художественном творчестве ребенок воплощает свои эмоции, чувства, надежды, страхи, сомнения и конфликты. Арттерапия развивает творческие возможности и является хорошим способом социальной адаптации, т. к. она в основном использует средства невербального общения.
Методы арт – терапии снимают негативные психические реакции – неуверенность, страх, обиду, гнев, чувство одиночества, способствуют раскрытию неизведанных сторон психики и способностей ребенка, ребенок становится более открыт, коммуникабелен, легче проживается процесс адаптации и социализации, закрепляются положительные поведенческие реакции.
Существуют несколько видов арт – терапии:
1) Библиотерапия
2) Музыкотерапия.
3) Танцевальная терапия
4) Куклотерапия
5) Цветотерапия
6) Песочная терапия
Существует множество техник рисования:
Марание – неструктурированное изображение. Отпечатки различными предметами на бумаге ( Игры: «Дружные цвета», «Солнечный день», «Следы невиданных зверей», «Путешествия кубика» и др.)
Ритмичное движение рук, случайные мазки, размазывание и разбрызгивание краски. ( Игры: «Лопнул пузырь», «Новогодний салют», «Падает снег».)
Штриховка, каракули – это графика. С помощью карандашей и мелков. Ритмичное нанесение тонких линий на поверхности бумаги, пола, стены. (Упражнение «Помоги ежику найти яблочко».)
Рисование пальцами, с применением пальчиковых красок. (Упражнение «Рисуем котику усы», «Нарисуй уточку», упражнение – игра «Нарисуй курочку» и т. д.)
Применяемые методы арт – терапии возможно сочетать с играми с водой, песком.
Каждое игровое действие отдельного ребенка перерастает в групповую игру, включает опыт, эксперимент, закрепляется в поведении ребенка, его речи, мышлении, мотивации, в психике ребенка в полной мере создается гармоничное поле для развития всех способностей ребенка. В этом и есть основной смысл применения методов арт – терапии в развитии наших детей.
Подчеркнем, что важный момент в арт-терапии - положительные переживания объединяют детей. При проведении занятий, особенно во время занятий с песком проговаривайте свои ощущения и спрашивайте об ощущениях детей. Таким образом, ребенок получает первый опыт рефлексии, что поможет ему быстрее научиться понимать себя и других. Мы развиваем его эмоциональную сферу воспитанников за счет новых ощущений и за счет проговаривания этих ощущений. Т. е. уже в этом возрасте начинается работа по обогащению эмоционального словаря и закладывание базы позитивного эмоционального отношения к окружающему миру. Что в свою очередь является одним из важнейших условий успешной социализации.