Людмила
Консультация для родителей «Малыш и художественная литература»
▼ Скачать + Заказать документы
Мать дает младенцу жизнь, материнская поэзия – душу.
А начинается все с колыбельной песни, которой убаюкивают, усыпляют ребенка. Ее главная стихия – любовь и нежность, ее главный мотив – пожелание крепкого сна, здоровья и хорошей жизни:
Спи, спи, мое дитятко,
Спи, спи, мое сердечко!
Уж ты вырастешь большой –
Будешь в золоте ходить,
Чисто серебро носить!
Проснувшегося младенца мать, распеленав, ласкает, поглаживает вдоль тельца, приговаривая пестушку:
Потягунюшки, порастунюшки,
Поперек толстунюшки,
А в ножки – ходунюшки,
А в ручки – хватунюшки,
Темочки:
- Консультации для родителей
- Чтение, детская литература
- Чтение, книги. Консультации для родителей
- Темочки
А в роток – говорок,
А в голову – разумок.
Славные, ласковые стишки-пестушки есть на все случаи жизни: и когда ребенка кормят, и когда умывают, и когда учат стоять, прыгать, ходить…
Затем идут потешки – первые игры, забавы: «Ладушки», «Сорока-ворона», «Коза рогатая». За ними – прибаутки и игровые песни, интересные прежде всего своим занятным содержанием:
Ножками коза – топ-топ!
Рожками коза – хлоп-хлоп!
Позднее наступает черед закличек и приговорок – песенок-обращений:
Дождик, дождик, пуще!
Дай хлеба гуще!
И наконец, приходит пора первых сказок – «Репки», «Курочки рябы», «Колобка», «Теремка»…
Увы, многое утеряли мы из веками отобранного бесценного опыта народной педагогики. Целые поколения вырастают без материнских колыбельных песен и пестушек, без бабушкиных сказок и присказок.
В какой-то степени восполнить эту потерю помогает знакомство детей с самого раннего возраста с художественной литературой. Ознакомление детей младшего дошкольного возраста с художественной литературой осуществляется на материале литературных произведений разных жанров. В этом возрасте необходимо учить детей слушать сказки, рассказы, стихи, следить за развитием действия, сочувствовать положительным героям.
Народные сказки, песенки, потешки, загадки дают образцы ритмической речи, знакомят детей с красочностью и образностью родного языка. Ребенок легко запоминает такие образы, как «петушок – золотой гребешок», «козлятушки-ребятушки», «коза-дереза» и др.
Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Огромно ее воспитательное, познавательное и эстетическое значение, так как, расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на его личность, развивает умение тонко чувствовать образность и ритм родной речи.
Младших дошкольников особенно привлекают стихотворные произведения, отличающиеся четкой рифмой, ритмичностью, музыкальностью. При повторном чтении дети начинают запоминать текст, усваивают смысл стихотворения и утверждаются в чувстве рифмы и ритма. Речь ребенка обогащается запомнившимися ему словами и выражениями.
Произведения, прочитанные и заученные в дошкольном возрасте, запоминаются на всю жизнь. Можно надеяться на то, что нынешние малыши, запомнив ритмичные и образные потешки, песенки и прибаутки, игры-забавы и сказки, мелодичные колыбельные, став взрослыми, смогут своим детям спеть, прочитать, рассказать, то, что запомнилось им из своего детства.
Не стесняйтесь спеть своему ребенку песенку перед сном, даже, если вы «не поете» или не знаете колыбельных: пойте о том добром, чего вы желаете своему ребенку, о том, каким вы хотите его видеть. Попестуйте, ласково тормоша проснувшегося утром ребенка, прочитав потешку, прибаутку, которая поможет ему проснуться, создаст ему хорошее настроение с первых минут пробуждения.
Любите своих детей!
Пусть произведения устного народного творчества, литературные произведения послужат вам способом проявления вашей любви и нежности.
Успехов вам в деле воспитания ваших детей!