Екатерина Ефимова
Консультация для родителей «Когда нужна помощь логопеда»
▼ Скачать
Дети с нарушениями речи – это дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Нарушения речи многообразны, они могут проявляться в нарушении произношения, грамматического строя речи, бедности словарного запаса, а также в нарушении темпа и плавности речи.
По степени тяжести речевые нарушения можно разделить на те, которые не являются препятствием к обучению в массовой школе, и тяжелые нарушения, требующие специального обучения.
Для того, чтобы понять, есть ли у вашего ребенка речевые нарушения, необходимо знать, как должна развиваться речь в норме.
Что должен уметь ребенок?
Публикация «Консультация для родителей „Когда нужна помощь логопеда“» размещена в разделах
Активная речь ребенка проходит несколько этапов развития. Самым первым ее проявлением является крик.
2 – 3 мес. – гуление (произнесение гласных звуков, близких к а, ы, у)
7 – 9 мес. – лепет (произнесение серии одинаковых слогов «дя-дя-дя», «ма-ма-ма», «ба-ба-ба»)
9 – 11 мес. – подражание звукам речи взрослых
11 – 13 мес. – употребление двусложных слов, состоящих из одинаковых слогов («мама», дядя»)
1,5 – 3 года – начинается овладение фразовой речью, появляются первые предложения, расширяется словарный запас ребенка (к 3,5 годам он насчитывает больше 1000 слов)
В 3 года малыш имеет полное право коверкать звуки, неправильно строить предложения. Главное, чтобы он понимал обращенную к нему речь и умел донести до других свои мысли.
В 4 года ребенок уже должен говорить так, чтобы его понимали не только родители, но и посторонние. Кстати, для мам и пап это своеобразный критерий «правильности» развития их сына или дочки. Родители привыкают к неправильной речи своих детей, и мама, конечно, сможет «перевести» детский язык на взрослый. Но если воспитательница в саду или сосед по несколько раз переспрашивают вашего малыша, возможно, ему нужно позаниматься с логопедом.
В 5 лет ребенок еще может не выговаривать звук «р». А в 6 лет, перед школой, считается нормой правильное произношение и использование падежей, умение связно и грамотно говорить.
Признаки нарушения речевого развития очевидны, если:
• К концу 1-го месяца ребенок никогда не кричит перед кормлением.
• К концу 4-го месяца он не улыбается, когда с ним заговаривают, не гулит.
• К концу 5-го месяца не пытается, находясь на руках у матери, отыскивать те предметы и тех людей, которых она называет, не прислушивается к музыке.
• К 7 месяцам не узнает голоса близких, не может правильно реагировать на интонации, не отдает предпочтение мелодичным погремушкам.
• К концу 9-го месяца у него нет лепета и он не может повторять за взрослым различные звукосочетания и слоги, подражая интонации говорящего.
• К концу 10-го месяца малыш не машет головой в знак отрицания либо ручкой в знак прощания.
• К году он не может произнести ни слова, не может выполнить простейшие просьбы («покажи», «принеси», не способен адекватно реагировать на похвалу и на замечание по поводу неправильного поведения.
• К 1 году 4 месяцам он не может адекватно ситуации употреблять слова «мама» и «папа».
• К 1 году 9 месяцам не может произнести 6 осмысленных слов.
• К 2 годам ребенок не может показать части тела, которые ему называет взрослый, не выполняет сложные просьбы: «Сходи на кухню и принеси чашку», не узнает близких на фотографиях.
• К 2,5 годам не понимает разницу между словами «большой» и «маленький».
• К 3 годам не понимает короткие стихи, рассказы, сказки, не пытается их пересказать, не может показать, какая линия самая длинная, не может ответить на вопрос, как его фамилия и имя.
• В 4 года не знает названия цветов, не считает в пределах пяти, не слушает длинные сказки, не может рассказать ни одного стихотворения.
Очень часто дети, которые плохо говорят для своего возраста, еще и плохо едят. Как правило, для них целая проблема скушать яблоко или морковку, не говоря уже о мясе. Вызвано это слабостью челюстных мышц, а она, в свою очередь, задерживает развитие движений артикуляционного аппарата. Поэтому обязательно заставляйте ребенка жевать сухари и целые овощи и фрукты, хлеб с корочками и кусковое мясо.
Чтобы развить мышцы щек и языка, покажите ребенку, как полоскать рот. Научите надувать щеки и удерживать воздух, «перекатывать» его из одной щеки в другую.
Не забывайте развивать и мелкую моторику — то есть малыш как можно больше должен работать своими непослушными пальчиками. Каким бы утомительным вам это ни казалось, пусть малыш сам застегивает пуговицы, шнурует ботинки, засучивает рукава. Причем начинать тренироваться ребенку лучше не на своей одежде, а сперва «помогать» одеться куклам и даже родителям.
По мере того как детские пальчики будут становиться проворнее, его язык будет все понятнее не только маме.
В малышовом возрасте очень полезно лепить. Только не оставляйте малыша наедине с пластилином, чтобы вовремя пресечь его желание попробовать слепленный шарик на вкус.
Многие мамы не доверяют ребенку ножницы. Но если в кольца ножниц просовывать свои пальцы вместе с детскими и вырезать какие-нибудь фигурки, получится отличная тренировка для руки.
Язык занимает чрезвычайно важное место в развитии ребенка. Он является средством общения, выражения и формирования мыслей, а также служит активным средством всестороннего развития личности детей.
Научить правильной речи и преодолеть ее недостатки лучше всего в дошкольном возрасте. Этому способствуют следующие особенности малыша:
• Высокая пластичность мозга
• Способность все превращать в игру. Дети охотно играют в игры с применением речи и достигают более быстрых успехов в ней
• Непрочность ошибочных речевых навыков, т. е. неправильная речь не вошла в привычку
Школьники, имеющие или имевшие нарушения устной речи в дошкольном возрасте, попадают в группу риска. У них чаще, чем у других детей возникают трудности в освоении программы по русскому языку, т. к. письменная речь является сложной структурой и развивается на основе устной речи. Такие проблемы не решаются средствами обучения, поэтому необходима помощь специалиста – логопеда.
На что обратить особое внимание:
1. Если Ваш ребенок левша.
2. Если он - переученный правша.
3. Если Ваш ребенок посещал логопедическую группу.
4. Если в семье говорят на двух или более языках.
5. Если Ваш ребенок слишком рано пошел в школу (неоправданно ранее обучение грамоте иногда провоцирует возникновение дисграфии и дислексии. Происходит это в тех случаях, когда у ребенка еще не наступила психологическая готовность к такому обучению).
6. Если у Вашего ребенка есть проблемы с памятью, вниманием
Важно учитывать, что нарушения письма и чтения значительно легче предупредить, чем устранить.
Источники:
1. Краузе Е. Н. Логопедия.
2. Жукова Н. С., Мастюклва Е. М., Филичева Т. Б. Логопедия.