Ольга Шестакова Тарасова
Консультация для воспитателей и родителей «Когда наступает время учить читать».
▼ Скачать + Заказать документы
Читать для ребенка дошкольного возраста – дело не простое, это
не игра, а довольно серьезный и сложный процесс, для формирования которого необходимы определенные представления: представление о языке, понятия о слове и предложении, слоге и ударении, звуке и букве.
Что такое слово, ребенок к 5-6 годам обычно уже знает. Слово - это то, с помощью чего названы все предметы, люди, действия, их свойства. Точно так же с самого начала нужно объяснить ребенку, что такое предложение. Предложение - это завершенное высказывание, мысль. Так по картинке можно описать сюжет несколькими словами: кто, что делает.
Публикация «Консультация для воспитателей и родителей „Когда наступает время учить читать“,» размещена в разделах
Навык деления на слоги формировать лучше с простых примеров: ма-ма, па-па. Отмечаем каждый слог хлопками и практикуем в этом как можно чаще. Старайтесь при делении на слоги сразу делить слово, оставляя закрытые слоги: маль-чик, де-воч-ка.
Присутствие гласной – обязательное условие образования слога, поэтому лучше если ребенок будет сразу знать, различать и читать гласные буквы (см. дидактическую игру «Теремок»).
Объяснить ударный слог тоже несложно, он особенно акцентирован в слове. Объяснить, что такое ударение и для чего оно очень просто на примере изменения смысла слов в зависимости от ударения (замок-замок, кружки-кружки).
При знакомстве со звуками и буквами постарайтесь четко сформировать представления о понятии «буква», «звук». Буква - это то, что мы видим и пишем. Звук – это то, что мы слышим и произносим.
Начиная обучение чтению, не называйте «буквы» полными именами: «бэ», «пэ» и т. д. Это путает ребенка и затрудняет процесс чтения («мама» ребенок прочитывает как «мэамэа»).
Желательно сразу учить ребенка различать гласные и согласные звуки. Гласные произносятся с голосом, их можно тянуть, петь, а выдыхаемый воздух при этом не встречает во рту никаких препятствий.
Приложив руку к горлу при произнесении гласных, мы чувствуем, что оно дрожит. Это происходит и при произнесении звонких согласных. НО при этом воздух на выдохе встречает во рту препятствия (зубы, губы, язык). При произнесении глухих согласных, горло не дрожит.
Знакомство с каждым звуком (с каждой буквой) начинаем с вопросов: спросите у ребенка, как ему кажется, гласный это звук или согласный, если согласный – то звонкий он или глухой. Научите ребенка несложному приему с наложением ладони на горло.
Учим узнавать на слух звук в начале, конце, середине слова. Учим находить знакомую букву в начале, конце, середине слова. Медленно и четко произнося слова, старайтесь, чтобы ребенок действительно научился слышать и узнавать звук.
Учим называть первый, последний звук в слове. Очень полезная игра на узнавание данного звука в ряде слов (если в слове есть этот звук, то хлопаем в ладоши). При этом следите, чтобы в предлагаемых словах звук был в сильной позиции, произносился четко.
Следует сразу закреплять знакомые буквы на письме: обводим буквы на бумаге, на крупе, пишем в воздухе и т. д.
Создавайте и заполняйте разрезную азбуку по мере изучения букв. Это бесценно, если в этом участвует сам ребенок. После составляйте слова из разрезной азбуки.
Твердость и мягкость согласных звуков давайте в игре «Кулак - ладонь» сначала на слогах: ма – мя, ду-дю; после на простых словах: мал – мял, угол-уголь. Обратите внимание ребенка на то, какая буква стоит после согласной: а, о, у, ы,э, или я, ё, е, ю, и, ь. Очень полезны в этот момент «Кубики Зайцева».
Говоря о «Кубиках Зайцева», отмечу, что это отличный помощник при подготовке к обучении грамоте детей в целом, формировании представлений о парности согласных по глухости – звонкости, твердости – мягкости. Строим с ребенком 2-этажные домики.
Здесь же ребенок наглядно выделяют исключения: ВСЕ непарные согласные, что дает в дальнейшем школьном обучении объяснение многих правописаний русского языка (жи-ши, ча-ща и т. д.). Это непарные согласные по звонкости (р, л, м, н, глухости (ц, ж, ц, всегда твердые (ж, ш, ц, всегда мягкие (й, ч, щ) .
Обращайте внимание на сознательность чтения, опирайтесь на картинки, беседуйте о содержании.
Помните о том, как важно не столько научить ребенка читать, сколько сформировать у него интерес к детскому чтению, слушанию. Полюбить чтение крайне важно с самого начала, с самого детства! Читайте детям как можно больше хороших сказок, учите стихи. У нас богатая детская художественная литература!
РОДИТЕЛИ, конечно, Вам решать, когда наступает время учить читать Вашего ребенка, но будьте предельно внимательны, не навредите, гоняясь за ранним обучением, всегда помните о важности своей роли в целом: Вы первые и главные РУКОВОДИТЕЛИ ДЕТСКОГО ЧТЕНИЯ!