Лучший педагог года

Консультация для воспитателей и родителей «Когда наступает время учить читать».

Ольга Шестакова Тарасова
Консультация для воспитателей и родителей «Когда наступает время учить читать».
▼ Скачать + Заказать документы

Читать для ребенка дошкольного возраста – дело не простое, это

не игра, а довольно серьезный и сложный процесс, для формирования которого необходимы определенные представления: представление о языке, понятия о слове и предложении, слоге и ударении, звуке и букве.

Что такое слово, ребенок к 5-6 годам обычно уже знает. Слово - это то, с помощью чего названы все предметы, люди, действия, их свойства. Точно так же с самого начала нужно объяснить ребенку, что такое предложение. Предложение - это завершенное высказывание, мысль. Так по картинке можно описать сюжет несколькими словами: кто, что делает.

Публикация «Консультация для воспитателей и родителей „Когда наступает время учить читать“,» размещена в разделах

Навык деления на слоги формировать лучше с простых примеров: ма-ма, па-па. Отмечаем каждый слог хлопками и практикуем в этом как можно чаще. Старайтесь при делении на слоги сразу делить слово, оставляя закрытые слоги: маль-чик, де-воч-ка.

Присутствие гласной – обязательное условие образования слога, поэтому лучше если ребенок будет сразу знать, различать и читать гласные буквы (см. дидактическую игру «Теремок»).

Объяснить ударный слог тоже несложно, он особенно акцентирован в слове. Объяснить, что такое ударение и для чего оно очень просто на примере изменения смысла слов в зависимости от ударения (замок-замок, кружки-кружки).

При знакомстве со звуками и буквами постарайтесь четко сформировать представления о понятии «буква», «звук». Буква - это то, что мы видим и пишем. Звук – это то, что мы слышим и произносим.

Начиная обучение чтению, не называйте «буквы» полными именами: «бэ», «пэ» и т. д. Это путает ребенка и затрудняет процесс чтения («мама» ребенок прочитывает как «мэамэа»).

Желательно сразу учить ребенка различать гласные и согласные звуки. Гласные произносятся с голосом, их можно тянуть, петь, а выдыхаемый воздух при этом не встречает во рту никаких препятствий.

Приложив руку к горлу при произнесении гласных, мы чувствуем, что оно дрожит. Это происходит и при произнесении звонких согласных. НО при этом воздух на выдохе встречает во рту препятствия (зубы, губы, язык). При произнесении глухих согласных, горло не дрожит.

Знакомство с каждым звуком (с каждой буквой) начинаем с вопросов: спросите у ребенка, как ему кажется, гласный это звук или согласный, если согласный – то звонкий он или глухой. Научите ребенка несложному приему с наложением ладони на горло.

Учим узнавать на слух звук в начале, конце, середине слова. Учим находить знакомую букву в начале, конце, середине слова. Медленно и четко произнося слова, старайтесь, чтобы ребенок действительно научился слышать и узнавать звук.

Учим называть первый, последний звук в слове. Очень полезная игра на узнавание данного звука в ряде слов (если в слове есть этот звук, то хлопаем в ладоши). При этом следите, чтобы в предлагаемых словах звук был в сильной позиции, произносился четко.

Следует сразу закреплять знакомые буквы на письме: обводим буквы на бумаге, на крупе, пишем в воздухе и т. д.

Создавайте и заполняйте разрезную азбуку по мере изучения букв. Это бесценно, если в этом участвует сам ребенок. После составляйте слова из разрезной азбуки.

Твердость и мягкость согласных звуков давайте в игре «Кулак - ладонь» сначала на слогах: ма – мя, ду-дю; после на простых словах: мал – мял, угол-уголь. Обратите внимание ребенка на то, какая буква стоит после согласной: а, о, у, ы,э, или я, ё, е, ю, и, ь. Очень полезны в этот момент «Кубики Зайцева».

Говоря о «Кубиках Зайцева», отмечу, что это отличный помощник при подготовке к обучении грамоте детей в целом, формировании представлений о парности согласных по глухости – звонкости, твердости – мягкости. Строим с ребенком 2-этажные домики.

Здесь же ребенок наглядно выделяют исключения: ВСЕ непарные согласные, что дает в дальнейшем школьном обучении объяснение многих правописаний русского языка (жи-ши, ча-ща и т. д.). Это непарные согласные по звонкости (р, л, м, н, глухости (ц, ж, ц, всегда твердые (ж, ш, ц, всегда мягкие (й, ч, щ) .

Обращайте внимание на сознательность чтения, опирайтесь на картинки, беседуйте о содержании.

Помните о том, как важно не столько научить ребенка читать, сколько сформировать у него интерес к детскому чтению, слушанию. Полюбить чтение крайне важно с самого начала, с самого детства! Читайте детям как можно больше хороших сказок, учите стихи. У нас богатая детская художественная литература!

РОДИТЕЛИ, конечно, Вам решать, когда наступает время учить читать Вашего ребенка, но будьте предельно внимательны, не навредите, гоняясь за ранним обучением, всегда помните о важности своей роли в целом: Вы первые и главные РУКОВОДИТЕЛИ ДЕТСКОГО ЧТЕНИЯ!

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Нужно ли учить с детьми стихи?» Почему одни даже маленькие дети хорошо запоминают стихи, а другие вроде и большие, но отказываются учить незатейливые детские стишки. С.

Консультация для родителей «Почему важно читать детям сказки?» «ПОЧЕМУ ВАЖНО ЧИТАТЬ ДЕТЯМ СКАЗКИ?»(Консультация для родителей) Подготовила: Ирина Сергеевна Колмакова, воспитатель ОЧУ ПМГ, 2016-2017.

Консультация для родителей «Имеет ли смысл учить наизусть» Консультация для родителей на тему "Имеет ли смысл учить наизусть?"Зачем детям учить стихи наизусть? Многие из нас помнят, как в детстве.

Консультация для родителей «Как читать ребенку сказки и какие в возрасти 2–3 лет» Консультация для родителей «Как читать ребенку сказки и какие в возрасти 2-3 лет» «Сказка – ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок».

Консультация для родителей «Как учить детей вежливому поведению» О человеке вежливом, внимательном к окружающим, тактичном и скромном, умеющем красиво себя держать, мы говорим: «Хорошо воспитанный человек».

Консультация для родителей «Когда «Зайка» заболел» Уважаемые родители, сегодня я познакомлю вас с некоторыми правилами, которые помогут вам, когда ваш ребёнок будет болен и вам придётся вести.

Консультация для воспитателей и родителей «Как учить стихи с ребёнком» СТИХИ, ДЛЯ ЗАУЧИВАНИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ Школа с первого класса предъявляет к учащимся довольно высокие требования, и ребенок, впервые.

Консультация для родителей «Когда не хватает слов» Мастер-класс «Когда не хватает слов…» Цель: познакомить родителей с невербальными средствами общения (жестами). Мы говорим о силе слова.

Памятка для родителей «Государственный гимн РФ, когда и как учить с ребёнком». Уважаемые родители! Важность патриотического воспитания в современных условиях подчеркнуто в программе «Патриотическое воспитание граждан.

Консультация для родителей «Как учить ребенка бережливости» Как учить ребенка бережливости Бережливость, аккуратность издавна ценятся в народе, а бесхозяйст-венность и расточительности осуждаются.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей и родителей «Когда наступает время учить читать».
Опубликовано: 9 сентября 2017 в 21:12
+146Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей и родителей «Когда наступает время учить читать».» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Шестакова Тарасова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 85.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД