Ирина Глухова
Консультация для родителей «Как поставить звуки [л], [р]»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей «Как поставить звуки Л, Р»
Вопрос: «Как поставить букву «Л» ?»
Правильная артикуляция
Чтобы что-то исправить, необходимо знать, как оно выглядит. То же самое и со звуками, которые мы произносим. Вряд ли у вас получится проговорить букву «П», не соединив губы.
Публикация «Консультация для родителей „Как поставить звуки [л], [р]“» размещена в разделах
- Буква Л и звуки [Л], [Л’]. Конспекты занятий
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Буква Р. Консультации для родителей
- Звуки [Л] - [Р]. Дифференциация звуков
- Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2018
Для того чтобы получился звук Л, надо разомкнуть губы и зубы, чуть улыбнуться, упереть кончик широкого языка в основание верхних зубов или в щель, образующуюся между верхними и нижними зубами (передне-средняя часть языка опущена, боковые края языка опущены и образуют щель для прохода выдыхаемого воздуха)
Занятия в домашних условиях комфортны для ребенка и для родителей. Специально разработаны различные упражнения, которые вы можете делать вместе с сыном (дочкой, превратив их в забавную игру, через которую дадите возможность тренировать свой язычок для правильного произношения «Л».
ОБЩИЙ КОМПЛЕКС АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ
Названия упражнений носят игровой характер. Если какое-то из названий вашему ребенку не знакомо, замените его другим.
«Заборчик». Зубы в положении правильного прикуса, обнажив верхние и нижние зубы, не слишком широко улыбнуться губами. Сохранять положение до пяти секунд.
«Трубочка». Зубы в положении правильного прикуса. Сомкнутые губы слегка вытянуть вперед. Нижняя челюсть остается неподвижной. Сохранять до пяти секунд.
«Заборчик — трубочка». Чередовать первое и второе упражнения. Нижняя челюсть неподвижна. Сохранять каждое из положений одну секунду.
«Блинчик». Широкий, распластанный и неподвижный язык положить передним краем на нижние зубы. Оставить в таком положении на пять секунд.
«Накажи непослушный язычок». Выполняется только при невозможности удержать позу предыдущего упражнения. Язык разместить так, как описано в четвертом упражнении и «пошлепать» его верхними губами и зубами одновременно произнося при этом «пя — пя — пя». После этого оставить неподвижно лежать на нижних зубах, сколько получится.
«Лопатка». Несильно высунуть широкий язык изо рта, расположив его между верхними и нижними зубами, при этом не прикусывая его. Сохранять положение пять секунд.
«Иголка». Округлый, острый язык несильно высунуть изо рта, не прикусывая его зубами. Сохранять положение до пяти секунд.
«Лопатка — иголка». Немного высунуть язык изо рта. Чередовать положения, описанные в двух предыдущих упражнениях. Нижняя челюсть неподвижна. Губы, насколько возможно, неподвижны, можно на первых порах придерживать их пальцами. Сохранять каждое положение около секунды.
«Маятник». Попеременно прикасаться округлым кончиком языка то к правому, то к левому углу рта. Нижняя челюсть неподвижна. Губы в положении полуулыбки. Сохранять каждое из положений в течение одной секунды.
«Качели». Попеременно прикасаться максимально широким языком то к основанию верхних, то к основанию нижних резцов. Рот приоткрыт, как при произнесении звука [э]. Нижняя челюсть неподвижна. Сохранять каждое из положений в течение одной секунды.
«Оближем губки». Рот приоткрыт. Облизывать языком по кругу верхнюю, потом нижнюю губу, меняя направление движения. Нижняя челюсть неподвижна.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ПОСТАНОВКИ ЗВУКА [Л]
«Улыбка». Растянуть губы, показав верхние и нижние зубы. Сохранить такое положение 5 секунд, затем расслабить рот.
«Качели». (см. выше)
«Чистим зубы». Рот широко открыт. Кончиком языка «чистим» зубы верхние, потом нижние, двигая языком вправо-влево, изнутри и снаружи.
«Маляр». Рот широко открыт. Кончиком языка от верхних зубов к мягкому небу и обратно делаем медленные движения, как будто кисточкой красим потолок.
«Цоканье» Губы в улыбке, рот открыт, поднимаем язык к небу и щелкаем языком, присасывая кончик языка к небу и резко отрывая его.
«Индюк». Рот открыт. Широким кончиком языка производим движения по верхней губе вперед, назад не отрывая язык от губы. Сначала движения беззвучные, потом подаем голос и подражаем индюку: «бла-бла-бла».
«Пароход». Рот в улыбке, видны зубы. Широкий язык поднят и прижат к основанию верхних резцов (или между зубами, подаем голос: л-л-л-л
У вас получится изолированный звук Л. Далее полезным будет сочетание букв, в которых «Л» соседствует с гласными. (АЛ, ОЛ, УЛ, ЫЛ, ЭЛ, ИЛ, ЛА, ЛО, ЛУ, ЛЫ, ЛЭ, АЛА,УЛУ и т. д.)
Затем усложняем слоги, добавляя согласные (ПЛА, ЛПА, КЛО, ЛКУ, ШЛА, БЛА и т. д.)
Произносим слова, стихи, фразы, скороговорки, содержащие звук Л.
Лучший способ научить ребенка чему-либо – это игра. Начните с 1-2 раза в день по 3-4 повторения, используя собственный показ. Расположитесь перед зеркалом, чтобы ребенок видел, как у него получается. Дети любят имитировать действия взрослых, используйте их интерес в учебных целях. Сопровождайте похвалой каждый успех, объясняйте ему,что вы учите и зачем.
Вопрос: «Как поставить букву Р?»
Известно, что звук «р» в русском языке является одним из самых сложных. Он требует определенных вибраций и движений речевого аппарата. Мы учимся говорить «р» до пяти лет. Если к этому возрасту у ребенка не получается правильно произносить этот звук, это серьезный повод задуматься о посещении логопеда. Причины нарушения могут быть различными. Однако с некоторыми из них можно справиться и самостоятельно. Как поставить звук «р» в домашних условиях?
Любая коррекция начинается с диагностики (проверки). Для того чтобы новые речевые навыки ребенок освоил верно и без лишних усилий, необходимо провести небольшой артикуляционный тест. Он включает речевые пробы на попадание фонемы (звука) в различные позиции. Благодаря этому можно понять, произношение звука «р» в каких словах вызывает трудность у ребенка. А также выявить, какая часть речевого аппарата нуждается в тренировке. Сначала следует проверить его изолированное произношение. Пусть ребенок немного «порычит». После этого необходимо попробовать разные позиции: Начало слова: рак, река, рука, рысь. Середина слова, между гласными: дорога, дерево, пират, карета. Середина слова после согласного (перед ним) : патрон, картина, тракторист. Конец слова: повар, ювелир, тигр. В зависимости от вариантов правильного произношения и происходит логопедическая коррекция. Так, например, если ребенку не удается произношение ни изолированного «р», ни в словах, то необходимо провести постановку звука, а затем закрепить его воспроизведение в сочетаниях с другими фонемами. Если же изолированно звук вибрирует чисто, а в разных позициях искажается, то следует поработать над закреплением его произношения.
Как поставить ребенку звук «р»? Каждая проблема имеет индивидуальное решение.
Так, с нарушениями подвижности речи помогает справиться артикуляционная гимнастика для звука «р». Она направлена на поочередное напряжение и расслабление мышц языка. Серия упражнений при ежедневном повторении дает заметный результат уже спустя неделю. Это очень удобное средство для выбора решения проблемы, как поставить звук «р» в домашних условиях. Упражнения: «Лопатка» Рот слегка приоткрыт, язык свободно лежит на нижней губе. А верхняя свободно пошлепывает по языку и при этом произносится звук «пя-пя-пя».
«Почистим зубы» Рот приоткрыт. Кончиком языка нужно изобразить чистку зубов с внешней и внутренней стороны по направлению вверх-вниз и вправо-влево на каждом зубе.
«Забиваем гвозди» Рот приоткрыт. Кончиком языка «постукивать» по основанию верхних зубов по счету от 1 до 10.
«Маляр» Рот приоткрыт. Губы и челюсти неподвижны. Кончик языка, словно кисть, скользит по верхнему небу от глубины до основания зубов и обратно. Повторять упражнение до 10 раз. «Лошадка» Рот приоткрыт. Губы зафиксированы в улыбке. Широкую часть языка прижать к верхнему небу и «оторвать» ее затем со щелчком. Необходимо следить, чтобы губы и нижняя челюсть оставались неподвижными.
«Грибок» Рот широко открыт, язык полностью прижат к верхнему небу. Затем, при закрытии рта, он отрывается от неба. Это упражнение сопровождается определенным дыхательным ритмом. Вдох через нос – рот открыт, выдох через рот во время его закрытия.
«Гармошка» Упражнение похоже на предыдущее. Только теперь язык остается прижатым к небу при широко открытом и закрытом рте. Повторять такое движение следует до 10 раз.
«Качели» Рот приоткрыт. Губы зафиксированы в улыбке. Широкую часть языка поднять за верхние зубы, а потом опустить за нижние. Язык при этом не сужается, а губы и челюсти не двигаются.
Логопедические упражнения на звук «р» также предназначены для развития аппарата речи. Специалисты рекомендуют техники в определенных дыхательных ритмах. Они помогут параллельно убрать нарушения подвижности речевых органов и речевого дыхания. К таким универсальным упражнениям относятся: Многократное произношение звуков «д» и «т» на выдохе. При этом необходимо следить, чтобы звук был чистым (не через нос). Произношение слогов «ды-ды», «ты-ты», «ты-та», «ды-да», «ды-да-дэ», «ты-та-тэ». Закрепление правильного речевого выдоха в самостоятельной речи.
Распространенным случаем в проблеме нарушения речевого слуха является подмена фонем «р» на «л». Поэтому при проведении домашнего занятия звук «р» должен чередоваться в словах со звуком «л» в одинаковых позициях (начало, середина и конец слова). Ребенку необходимо на слух научиться различать эти фонемы. Звучат слова: рука, лак, город, молоко, комар, мел. После отдельной декламации ребенок должен при звуке «р» поднимать руку. При этом слово ему повторять не нужно. Как видно, решение вопроса, как поставить звук «р» в домашних условиях, требует немалой изобретательности.
Механическая помощь Для таких упражнений понадобится чайная ложечка, ватная палочка или соска. Главное, предмет должен быть чистым, без острых краев. В то время как ребенок длительно произносит звук «Ж» или «Д» (рот открыт, взрослый водит предметом под языком вправо-влево. При этом должны возникнуть колебания. В результате таких манипуляций от ребенка четко послышится раскатистый звук «р».
Закрепление. Вся постановка звука «р» у ребенка происходит по определенному алгоритму: отдельные звуки-слоги-слова. После освоения этой части можно перейти к составлению словосочетаний и предложений по картинкам. Это закрепление звука «р». Более сложным этапом является разучивание чистоговорок, скороговорок, стихов и песен. При этом можно использовать специальную литературу, логопедические игры. Такая подача материала лишь подогреет интерес ребенка к занятиям и положительно скажется на результатах.
Совет. Разобраться, как поставить звук «р» в домашних условиях, несложно. Для этого необходимы терпение, четкое следование инструкциям и ежедневные занятия. Однако нарушения иногда бывают не только физиологическими, и требуется помощь нейропсихолога. Если логопед звук «р» корректирует с помощью упражнений и игр, то задачей нейропсихолога становится изучить процессы в головном мозге и связь их с речевой проблемой. С возрастом неправильное произношение вибрирующей фонемы становится нормой. И исправить эту «вредную привычку» без квалифицированной помощи становится сложнее. Поэтому специалисты рекомендуют обращать внимание на речь ребенка уже в пять лет.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ПОСТАНОВКИ ЗВУКА [Р]
Перед выполнением каждого упражнения немного потренируйте речевой выдох на фоне звука [д]. При выполнении всех упражнений рот приоткрыт, а нижняя челюсть неподвижна. Необходимо следить за воздушной струей, она должна немного шуршать между языком и альвеолами.
«Барабанщик». Ударяя кончиком языка о переднюю поверхность альвеол, звонко произносить звук [д]. Выстукивать, таким образом, различные мелодии. Как на барабане. Упражнение выполнять с голосом. Как можно быстрее. При этом может проскальзывать звук [р].
«Пулемет». Произносить звук [д] так же, как в предыдущем упражнении, изображая, как строчит пулемет: [д — д — д]. Произносить с силой, на одном выдохе, с голосом.
«Трещотка». Кончиком языка, прикасаясь к альвеолам, совершать очень быстрые движения вперед-назад, не отрывая языка от альвеол. Упражнение выполняется с голосом. После этого точно так же совершать движения вправо-влево. При выполнении упражнения слышится нечеткий звук [р]. Поэтому, если ваш ребенок произносит грассирующий (горловой или «французский») звук [р], это упражнение ему нужно демонстрировать без голоса, иначе услышав похожий на [р] звук, он включит свое произношение. Скажите ему, что вы показываете ему выполнение упражнения без голоса, а он должен будет делать его с голосом.