Получи документы

Консультация для родителей «Совместная трудовая деятельность родителей с детьми как средство нравственного воспитания»

Валентина Подшивайлова
Консультация для родителей «Совместная трудовая деятельность родителей с детьми как средство нравственного воспитания»
▼ Скачать + Заказать документы

Консультация для родителей

Тема: «Совместная трудовая деятельность родителей с детьми как средство нравственного воспитания»

Трудовое воспитание – важное средство всестороннего развития личности ребенка. Трудолюбие не дается от природы, а должно воспитывается с самого раннего детства. Главная цель труда – в его влиянии на личность ребенка. Разумно организованный труд укрепляет физические силы, здоровье ребенка. Движения становятся увереннее и точнее. Действуя, малыш все лучше ориентируется в пространстве.

Публикация «Консультация для родителей „Совместная трудовая деятельность родителей с детьми как средство нравственного воспитания“» размещена в разделах

Труд оказывает существенное влияние и на умственное развитие ребенка. Он развивает сообразительность, любознательность, инициативу, активное восприятие, наблюдательность, внимание, сосредоточенность, тренирует память. А так же труд развивает мышление - ребенку приходится сравнивать, сопоставлять предметы и явления, с которыми он имеет дело.

Главная цель трудового воспитания в детском саду – формирование правильного отношения к труду у детей дошкольного возраста. Воспитывать у детей уважения к труду, в каком бы виде он ни осуществлялся, в повседневном, бытовом, хозяйственном, в природе и в началах технического творчества. Надо, чтобы каждое дело дети научились выполнять хорошо, с желанием, стремились достигнуть высокого качества в любой работе.

Актуальной задачей в настоящее время является воспитание у дошкольников нравственно – волевых качеств : самостоятельности, организованности, ответственности, дисциплинированности.

Формирование нравственно – волевой сферы – важное условие всестороннего воспитания личности ребенка. От того, как будет воспитан дошкольник в нравственно – волевом отношении, зависит не только его успешное обучение в школе, но и формирование жизненной позиции.

Многим родителям свойственна недооценка волевых возможней детей, недоверие к их силам, стремление опекать. Дети, проявляющие самостоятельность в детском саду, в присутствии родителей становятся беспомощными, неуверенными, теряют при возникновении затруднений в решении посильных задач.

Взрослых членов семьи волнуют проблемы подготовки ребенка к школе, но интересы их, прежде всего вопросы специальной подготовки – обучение чтению, счету, письму, а воспитанию таких качеств, как самостоятельность, настойчивость, ответственность, организованность, родители не придают большого значения.

Дети, у которых к началу обучения в школе неразвита способность активно действовать для достижения цели, самостоятельно выполнять повседневные задачи, проявлять настойчивость в преодолении трудностей, часто не могут организовать себя для выполнения заданий учителя. Это отрицательно сказывается на учебной работе и поведении первоклассника, становятся причиной его неуспеваемости, недисциплинированности. Самостоятельность приобретает нравственный смысл в деятельности; в которой малыш проявляет свое отношение к окружающим. Ребенок еще не осознает, что первая его трудовая деятельность необходима ему самому и окружающим, так как овладение нужными навыками позволяет ему обходится без посторонней помощи, не затруднять других людей заботой о себе. Ребенок еще не понимает, что он проявляет заботу о других. Овладение навыками самообслуживания позволяет ребенку оказывать помощь другим детям, требует от него определенных усилий для достижения нужного результата и способствует выработке настойчивости.

Семья располагает благоприятными условиями для привлечения ребенка – дошкольника к труду. В семье нравственный смысл и цель труда для дошкольника особенно наглядны. Ребенок наглядно убеждается в значимости своего труда для членов семьи. Особое влияние на малыша оказывает труд взрослых в семье.

Воспитания трудолюбия, уважения к труду, трудовых навыков необходимо начинать с ранних лет. Разнообразные виды труда неодинаковы по своим педагогическим возможностям, значение их меняется на возрастных этапах:

• в младших группах – большое воспитательное значение имеет самообслуживание, оно приучает детей к самостоятельности, к преодолению трудностей, вооружает навыками;

• в средней и старшей группах особое значение приобретает хозяйственно бытовой, направленный на формирование осознания труда для общей пользы. Создает большие возможности для формирования у детей бережного отношения к вещам, умения замечать малейший беспорядок и по собственной инициативе включаться в его восстановление;

• в старшей и подготовительной группах основную роль играет труд в природе и ручной труд с элементами творчества, технической выдумки. В этих видах труда воспитываются такие качества : привычка к усилию, умение преодолевать препятствия, ответственность, умение планировать работу и предвидеть этапы последовательного ее выполнения. А так же содействуют формированию начал коллективных взаимоотношений, умения работать вместе, дружно, помогать друг другу, выручать в трудные моменты, объективно оценивать свою работу, видеть достижения товарищей.

Дети могут воспринимать труд абсолютно по-разному. В зависимости от того, что именно ребенок подразумевает под словом «работа», можно судить об уровне развития трудовой деятельностью. Воспитание дошкольника неразрывно связано с игрой, а поэтому манипуляции с игрушечными машинками, куклами или кубиками ребенок считает своего рода трудом. Конечно, в этом нет ничего странного, но этот этап не должен быть слишком растянут во времени. Постепенно следует выводить ребенка из игрового пространства, давая ему поручения, которые познакомят его с реальными трудовыми процессами. Так, от манипуляций с кукольной посудой стоит переходить к реальным столовым приборам, к уходу за вещами и поддержанием порядка и чистоты в помещении. Важно проследить реакцию ребенка на выполнение тех или иных заданий, чтобы в дальнейшем корректировать воспитательный процесс.

Хозяйственно – бытовой труд наиболее распространен в семьях: уборка помещения, стирка, приготовление пищи. Этот труд постоянно повторяющийся, и его выполнения теряет новизну и привлекательность. Поэтому на первых парах необходима такая организация труда, которая устраняла бы его разнообразие.

Ручной труд – шитье, вышивание, приготовление поделок из природного материала, ткани, бумаги - также незначительно распространен в семьях, даже меньше, чем бытовой. Этот вид привлекателен для ребенка, результат его более долговечен. Ручной труд требует от ребенка проявления старательности, инициативы, настойчивости и других нравственно – волевых качеств.

Влияет на развитие личности ребенка труд по уходу за комнатными растениями и животными. Этот вид воспитывает гуманные качества – доброту, отзывчивость, любовь, и волевые – самостоятельность, организованность, ответственность.

Таким образом, хозяйственно – бытовой труд, ручной труд, труд по уходу за растениями и животными – эффективны для воспитания у дошкольников в условиях семьи таких качеств, самостоятельность, организованность, настойчивость, ответственность. Используя труд в качестве средства нравственного воспитания, формирование нравственных мотивов труда ребенка в семье возможно в том случае, если ребенок видит значимость своего труда для семьи, если выполняемая им работа воспринимается как необходимая для удовлетворения потребностей близких людей, а ее выполнение или невыполнение не существенны для них.

Взрослые члены семьи должны вносить в трудовую деятельность ребенка нравственные мотивы : оказывать помощь, проявлять внимание, сочувствие, заботу; связывать эти мотивы с целью деятельности, различными методами закреплять эту связь, вызывая у ребенка стремление качественно довести работу до нужного результата.

Труд должен приносить ребенку радость. Поэтому не надо упрекать его в медлительности и небрежности. Это может вызвать отрицательное эмоциональное состояние, повлечь за собой нежелание принять участие в труде следующий раз опыт придет постепенно. Сначала нужно вызвать интерес.

Обучая детей труду, важно научить их мыслить алгоритмически. Так, должна быть определена проблема и поставлена цель, для решения которой формируется ряд последовательных задач. Кроме того, в трудовом воспитании важен собственный пример, ведь визуальное восприятие намного эффективнее теоретической информации. В данном контексте, посредством работы ребенок не просто получает те или иные бытовые навыки, он учиться системному мышлению, которое поможет ему в будущем решать более сложные проблемы. Также подобный подход помогает детям стать целеустремленными, рассудительными и организованными.

В процессе трудового воспитания важно затрагивать такие нравственные аспекты, как межличностные отношения. Дети должны не просто научиться взаимодействовать в коллективе, но также и познать суть таких понятий, как «взаимопомощь», «поддержка» и «дружба». С этой целью педагог должен искусственно создавать те или иные ситуации, переводя занятие в плоскость деловой игры. Помимо этого, важно еще и выработать правильное отношение к вещам. Нужно приучить детей ценить вещи и бережно с ними обращаться, не переступая при этом ту тонкую грань, за которой они возводятся в ранг культа.

Поскольку вся сознательная жизнь человека, так или иначе, связана с трудом в различных проявлениях, то важно еще в раннем возрасте сформировать правильное отношение к нему. Работа не должна вызывать негативных эмоций. Трудовое воспитание должно быть построено таким образом, чтобы данный процесс приносил ребенку радость и оставлял позитивное впечатление. Таким образом, приобретая навыки, у ребенка возникает желание трудиться снова и снова, что можно назвать неким проявлением трудолюбия.

Чтобы приучить ребенка к труду и научить его правильно воспринимать рабочие процессы, нужно воспринимать данное явление, как систему, которая состоит из нескольких элементов. Структура труда представляет собой совокупность следующих составляющих:

• цель – это конкретный результат, который должен быть достигнут в результате трудовой деятельности;

• мотивы – это все то, что побуждает ребенка к труду;

• способы и механизмы – это определенный набор последовательных действий, благодаря которым достигается поставленная цель. В этом плане чрезвычайно важны навыки и правильное понимание процесса труда. Здесь также играет немаловажную роль умение логически выстроить трудовой процесс и заранее спланировать свои действия. Эмоциональная составляющая также важна;

• результат трудовой деятельности подразумевает сравнение полученных итогов с первоначальной целью и определение степени их соответствие. В случае, если результат будет неудовлетворительным, важно проанализировать алгоритм действий с целью поиска ошибок и работы над ними.

Умение правильно ставить цели – это один из важнейших моментов в трудовом воспитании дошкольника. На ранних этапах цели практически всегда определяются взрослыми, что значительно упрощает трудовую деятельность ребенка. Тем не менее, на определенном этапе стоит давать детям некоторую самостоятельность, чтобы они сами начали осознавать суть тех или иных рабочих процессов. Важно следить за тем, чтобы поставленные цели были реальными и выполнимыми, ведь, после неудачи у ребенка может сформироваться негативное отношение к труду.

Результат трудового воспитания во многом зависит от правильного педагогического подхода. Цели и задачи, поставленные перед ребенком, должны четко соответствовать его возрасту, а также учитывать индивидуальные особенности его развития. Было бы неправильно перекладывать ответственность за трудовое воспитание исключительно на дошкольные образовательные учреждения. Это совместная ответственная работа, в которой на равных должны принимать участие, как педагоги, так и члены семьи. Именно в семье закладываются основы характера и мировосприятия ребенка, которые во многом определяют его отношение к труду (собственному и общественному). Можно сказать, что трудовая деятельность ребенка – это результат многолетней кропотливой работы родителей и воспитателей.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Дидактическая игра как средство экологического воспитания» Дидактическая игра как средство экологического воспитания. Дошкольный возраст является важнейшим этапом в экологическом воспитании детей.

Консультация для родителей «Дидактические игры как средство сенсорного воспитания и развития детей дошкольного возраста» (Слайд 2) Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме,.

Консультация для родителей «Игра как средство воспитания дошкольников» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 38 «Чебурашка» муниципального образования город-курорт Анапа.

Консультация для родителей «Игра как средство нравственного воспитания» Консультация для родителей на тему: «Игра как средство нравственного воспитания» Игра – одно из наиболее эффективных средств нравственного.

Консультация для родителей «Экологическая сказка как метод нравственного воспитания» Консультация: «Экологическая сказка – как метод нравственного воспитания дошкольников» Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей.

Консультация для родителей «Прогулка по городу как средство воспитания нравственных и патриотических чувств дошкольников» Консультация для родителей «Прогулка по городу как средство воспитания нравственных и патриотических чувств дошкольников» «Чувство любви.

Консультация для родителей. Совместная работа родителей и логопеда. Коррекционная работа с детьми с речевыми нарушениями СОВМЕСТНАЯ РАБОТА УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И РОДИТЕЛЕЙ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ УСПЕШНОЙ КОРРЕКЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ.

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста» Внимание к развитию речи ребенка в дошкольном возрасте особенно важно, потому что в это время интенсивно растет мозг ребенка, и формируются.

Консультация для родителей «Рисование как средство воспитания детей школьного возраста» Формирование и развитие личности ребенка носит всеобъемлющий характер. В этом процессе проявляют себя эстетическое воздействие природы и.

Лекция для родителей «Физическая культура как средство духовно-нравственного воспитания детей» "Физическая культура как средство духовно-нравственного воспитания детей" В последние годы проблема духовно-нравственного воспитания детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Совместная трудовая деятельность родителей с детьми как средство нравственного воспитания»
Опубликовано: 10 января 2018 в 17:38
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей «Совместная трудовая деятельность родителей с детьми как средство нравственного воспитания»» (включая файлы) размещена пользователем Валентина Подшивайлова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД