ирина солдатенко
Консультация для родителей «Звуки [А], [У], [И], [О]»
▼ Скачать + Заказать документы
Звуки [А], [У], [И], [О]
Коррекционно-развивающие задачи.
1. Продолжать учить ребенка различать неречевые звуки.
2. Подготавливать ребенка к усвоению звуко-слогового ряда путем формирования пространственно-временных представлений.
3. Произвести слухо-произносительную дифференциацию звуков [А], [О], [И], [У], обратив особое внимание на сравнение следующих пар: [О] — [У], [А] — [О].
4. Формировать фонематические представления ребенка на материале звуков [А], [О], [У], [И].
Публикация «Консультация для родителей „Звуки [А], [У], [И], [О]“» размещена в разделах
- Буква А и звук [А]. Конспекты занятий
- Буква У и звук [У]. Конспекты занятий
- Консультации для родителей
- Темочки
5. Закрепить навык определения места гласного звука в ударной позиции в слове (начало, середина, конец слова).
6. Учить анализировать звуковой ряд из четырех элементов.
Задание 1. Дидактическое упражнение «Продавец и покупатель» (развитие слухового внимания).
Взрослый насыпает в непрозрачные банки крупу: манку, гречу и горох. Ребенок (покупатель) просит продать ему какую-нибудь крупу. Взрослый (продавец) предлагает ребенку выбрать нужную крупу по звуку (ребенок трясет банку и угадывает по характерному звуку, что это за крупа).
Задание 2. Дидактическое упражнение «Перед — между — после» (уточнение пространственно-временных представлений).
Взрослый называет ряд цифр от 1 до 10 и спрашивает, какая цифра в ряду первая, последняя, какая цифра стоит перед цифрой 7, после нее, между 8 и 10? (Игра проводится без зрительного подкрепления.)
Задание 3. Уточнение и дифференциация звуков [А], [О], [У], [И].
Взрослый произносит имена девочек, а ребенок называет первый звук в каждом имени : Аня, Оля, Уля, Ира.
Повторить вместе с ребенком артикуляцию гласных звуков. Их символы, обозначение (красными кружками). Почему они называются гласными?
Дидактическое упражнение «Угадай звук по описанию».
Взрослый показывает артикуляцию знакомого гласного звука, а ребенок угадывает, какой это звук, например, губы вытягиваются трубочкой — звук [У].
Взрослый показывает артикуляцию звукового ряда, а ребенок угадывает по беззвучной артикуляции, что «сказал» взрослый (например, «трубочка-улыбка» — УИ).
Взрослый просит ребенка послушать внимательно и повторить за ним серию звуков : АИУ, УИА, ИОАУ.
Задание 4. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки».
Взрослый предлагает ребенку внимательно послушать произносимые гласные звуки и хлопнуть в ладошки только на определенный звук (напри-мер, на звук [А]) :
а, и, а, о, и, у.
Аналогично игра проводится и с другими звуками.
Задание 5. Прослушать ряд слов и назвать лишнее (начинающееся с другого звука) :
Аня, август, осень, апельсин; Оля, овощи, уши, окна; Ира, ива, Инна, утка; усики, утка, осень, ушки.
Задание 6. Дидактическое упражнение «Подари подарки Ане, Уле, Оле, Ире» (вспомнить слова, начинающиеся со звуков [А], [У], [О], [И]).
Задание 7. Рассмотреть картинки, которые ранее были наклеены в тетрадь, и называть предметы, начинающиеся на звуки [А], [О], [У], [И].
Задание 8. Дидактическое упражнение «Выбери картинки». Взрослый предлагает ребенку из ряда нарисованных предметов выбрать те, названия которых начинаются на определенный звук (например, на звук [А]).
Задание 9. Вспомнить загадки, стихи на звуки [А], [О], [У], [И].
Задание 10. Взрослый просит ребенка закончить одним словом предложения; назвать первый звук в каждом из этих слов. В качестве подсказки можно использовать картинки.
На крышу поставили телевизионную. (антенну). Солдат стреляет из. (автомата). У зайца длинные. (уши). Ученик учит. (уроки). Наступила золотая. (осень). В огороде выросли. (овощи). Маша вдевает нитку в. (иголку). Маше купили новую. (игрушку).
Задание 11. Взрослый произносит слово и предлагает ребенку указать в нем место определенного звука (начало, середина, конец слова, используя карточку и красный кружок.
[А] : август, рука, мак; [О] : Оля, кот, пальто; [У] : уши, пишу, суп; [И] : Ира, рис, сапоги.
Задание 12. Взрослый произносит начало слова и просит ребенка договорить последний слог, назвать последний звук :
кенгу. (ру, сапо. (ги, моло. (ко, ру. (ка).
Задание 13. Упражнение для развития координации речи с движениями.
Мы в лес пошли, Ребенок марширует.
Топор нашли, Остановился.
Дрова рубили: Ноги — на ширине плеч, руки — в «замок».
— Ах! Ох! Ух! Их! Энергичные наклоны.
Задание 14. Закрепление знания букв А, О, У, И.
Упражнения для пальцев: буквы А, О, У из пальчиков (см. темы № 1, 2, 3, 4);
— повторить шуточные стихи про эти буквы, вспомнить, на что еще они похожи;
— повторить игры с буквами А, О, У, И.
Задание 15. Анализ звуко-буквенного ряда из четырех элементов: АОУИ, ИУАО, УИОА, ОАУИ и т. д. ;
— выкладывание схем из красных кружков;
— составление буквенных рядов по заданию взрослого, чтение ( цель: фор-мирование навыка плавного слитного чтения буквосочетаний из разного количества гласных, списывание, письмо печатными буквами под диктовку.