Тамара Воронцова
Консультация для педагогов по технологии детского экспериментирования по ФГОС «Помогите ребенку стать волшебником!»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для педагогов по технологии детского экспериментирования по ФГОС
«Помогите ребенку стать волшебником!»
Слайд № 1. Цель: раскрыть педагогам возможности технологии детского экспериментирования как технологии познания мира, формирования состояния восторженности его чудесами и детской любознательности в семье.
Вступительное слово мастера:
Слайд № 2. Скажите, пожалуйста, какая деятельность является ведущей в дошкольном возрасте? Игра.
Публикация «Консультация для педагогов по технологии детского экспериментирования по ФГОС „Помогите ребенку стать волшебником!“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» сентябрь 2015
Н. Н. Поддъяков в 1997 г. сформулировал и доказал гипотезу о том, что ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ является ведущим видом деятельности.
Оно возникает раньше игры и становится практически единственным способом познания мира для ребенка в активной деятельности.
Слайд № 3. «Услышал – забыл, увидел – запомнил, сделал- понял.» Экспериментирование сочетает в себе все это, если оно не ограничено только демонстрацией опытов. Знания, добытые самостоятельно, более эмоционально значимые, более прочные и осознанные.
Слайд № 4. Слово «эксперимент» происходит от греческого слова «ехреriтепtum», что переводится как «проба, опыт». Мы лучше всего учимся на собственном опыте, т. е. экспериментируя, и делаем это всю жизнь.
Анимация. Одновременно с ней высвечивается название мастер- класса. Педагог произносит за это время вступительное слово.
Слайд № 5. Кто из детей не мечтает о волшебстве? Может поэтому волшебные сказки и истории так близки и интересны дошкольникам? А уж стать волшебником, как Гарри Потер, мечтает каждый ребенок!
Слайд № 6. Занимаясь детским экспериментированием с дошкольниками я поняла, что опыт для ребенка – это фокус, а фокус – это уже волшебство…
Слайд № 7. Посмотрите, как восторженно смотрят дети на педагога и ребенка, показывающих опыт! Волшебниками хотят стать сразу все! Помочь им в этом могут настоящие фокусники – взрослые, увлеченные технологией детского экспериментирования!
Слайд № 8. А как Вы думаете, кто будут эти взрослые? Конечно, педагоги.
Но «Один в поле не воин» - гласит пословица. Мы должны заинтересовать этой технологией и родителей.
Основанная часть.
Слайд № 9. Что нам любят говорить матери на наши предложения позаниматься развитием их ребенка? Правильно. У нас нет времени, пока придешь домой сготовишь, покормишь всех … Думаю продолжать не надо.
Мы педагоги, просто, хотим, чтобы родители поднялись до нашего профессионального уровня, вместо того, чтобы спуститься на уровень их бытовой жизни, там, где это возможно.
Слайд № 10. Как? Типичная семейная ситуация. Мама готовит на кухне, убирает, шьет или готовится к сессии, ребенок крутится рядом, постоянно спрашивая, когда же она закончит?
Что обычно мама предлагает ребенку?
Обычно мама предлагает ребенку поиграть в комнате или посмотреть телевизор, а не мешать ей.
Ребенок расстроен, но ведь ситуацию можно было бы разрешить иначе.
Слайд № 11. Как? Да, очень просто. И так практикум для родителей «Мама хозяйничает дома, а я экспериментирую!» (проводим без детей).
Уважаемые, педагоги! Определитесь, кто будет вначале ребенком, а кто родителем. Готовы.
Слайд № 12. Подходит к первой парте. Вы решили делать канапе для вечеринки? Налейте ребенку в миску воду, положите зубочистки в ней, как лучики у солнышка. Предложите ребенку опустить в центр миски кусочек сахара, зубочистки начнут двигаться к центру, так как сахар втягивает воду, а вместе с ней перемещаются и зубочистки. Далее опыт описан на карточке, выполните его с ребенком. Дома ребенок будет это делать долго и неоднократно.
Слайд № 13. А Вы, допустим, готовите салат. Открыли банку горошка и положили его в салат, не выбрасывайте банку сразу, а протрите насухо салфеткой, сделайте сбоку отверстие (показывает банку) и вставьте туда воронку, верх банки накройте калькой, закрепив ее резинкой. Насыпьте на бумагу сахарный песок, возьмите дудочку и сыграйте перед воронкой мелодию. Попробуйте с вашим ребенком, что же получится в результате?
Слайд №14. Ваш ребенок не дает доделать дела, привлекая ваше внимание, он уже попросил и выпил два стакана воды. Что делать? Дайте ребёнку стакан минеральной воды, а в стакан бросьте виноградинку, она опускается на дно, на неё садятся пузырьки газа и виноградинка всплывает.
Чем не «подводная лодка»? Это и есть его величество – эксперимент! Малыш заинтересовался? А Вы помыли посуду.
Все дети и родители завершили свои первые опыты. Поменяемся ролями взрослого и ребенка.
Слайд № 15. Вам всем родители одновременно надо срочно пришить пуговицы к кофте, а дети тут как тут.
Возьмите пуговицу с двумя отверстиями и нитку, протяни нить через два отверстия в пуговице, чтобы получился круг, свяжите концы.
Пусть ребенок возьмется за концы и крутит пуговицу от себя.
Затем ему надо резко остановиться, пуговица начнет раскручиваться в другую сторону. За время пока он будет наслаждаться этим опытом, вы уже пришили все пуговицы! Чудесный эксперимент – фокус!
Слайд № 16. У Вас гости, Вы решили потанцевать, но ребенок тут как тут! Дети прошу выйти ко мне. Дайте ребенку магнит, а скрепку на ниточке укрепите к полу скотчем. Получится «Танцующая скрепка!». Вот и потанцуем!
Слайд № 17. Взрослые то же выйдите сюда. Ваши дети разорвали салфетки и разбросали по полу. Не надо ругать их, просто заставьте убрать с помощью шарика- пылесоса. Пока дети танцуют со скрепками, я вам покажу, как это сделать.
Подвигались, сядем и продолжим наш практикум.
Слайд № 18. Вам надо срочно дописать диплом, а ребенку уже надоело рисовать карандашами. Вместе выжмите в чашку немного сока из лимона и добавьте столько же воды, чернила готовы. Положите перед ребенком лист бумаги и предложите нарисовать «невидимую картину» или написать «шпионское невидимое письмо», макая спичку или зубочистку с намотанной ватой в чашку с чернилами. Много важных донесений сможет написать ваш разведчик или картин нарисовать Ваш маленький художник, пока Вы занимаетесь. А мы с вами напишем вот эти слова: фокус, радость, мама. Давайте положим листы подсохнуть.
Когда чернила на листах высохнут, свершится настоящее чудо, просто нагрейте листы над настольной лампой и внезапно появятся рисунки, секретные донесения. Весело! Ваши секретные слова прочитаем позже, в конце мастер - класса.
РЕФЛЕКСИЯ:
Слайд № 19.
Уважаемые, родители! Можно вместе с домашними делами занять ребенка полезной для него деятельностью – детским экспериментированием?
Как Вы себя ощущали в роли родителей и детей? Отличались ли эти ощущения?
Поменялся ли у вас взгляд на детское экспериментирование, как чисто технологию для педагогов?
Слайд № 20. Я дарю Вам газеты «Никольское время» с двумя статьями
«Мама готовит, а я экспериментирую!» и «Ура! Да здравствует вода! Экспериментируем в ванной.» Я планирую написать еще серию статей про экспериментирование «Экспериментируем в песочнице!» и «У бабушки на даче!». Их Вы можете использовать для проведения практикумов и папок- передвижек. В каждой газете «Никольское время» есть статьи из рубрики «Родителям о детях», инициатором этой рубрики стала наш старший воспитатель и мы постепенно присоединяемся и учимся писать статьи в рубрику. Давайте прочитаем наши секретные слова: фокус, радость, мама.
Слайд № 21 - 22. Я желаю Вам открыть свою душу и душу ваших детей, родителей волшебному миру экспериментирования! Сделайте детей любознательнее, не дайте иссякнуть в них врожденной тяге к экспериментированию! Станьте, вместе сними, волшебниками! А, в награду Вам, настоящие шапочки волшебников! Оденьте их! Крибли – крабли - бум!
Слайд № 23.
Волшебниками станьте, несите в мир добро!
Ведь детям всем и взрослым оно всегда важно!
Не бойтесь быть смешными, не бойтесь ошибаться!
Ведь педагогу важно расти и развиваться!