Елена Шушакова
Родительская встреча «Ключик успеха, или Как помочь ребенку стать успешным»
▼ Скачать + Заказать документы
Предварительная работа:
- Оформление материалов к выставке по теме собрания – цитаты, высказывания известных людей.
- Разработка и выпуск памяток для родителей.
- Подбор методической литературы для выставки.
- Автопортреты детей.
- Музыкальный фон.
Задачи:
1. Познакомить родителей с периодами особой восприимчивости детей к тем или иным видам деятельности (сензитивными периодами).
2. Оказать помощь участникам образовательного процесса в развитии и обучении детей среднего дошкольного возраста, через использование развивающих игр и упражнений.
Темочки:
3. Повышать педагогическое мастерство родителей.
4. Формировать у родителей чувства ответственности за полноценное интеллектуальное развитие детей.
Содержание:
Вводная часть.
- Добрый день, уважаемые родители! Я рада видеть всех собравшихся в этом зале.
Тема собрания – практикума: Ключик успеха, или, Как помочь своему ребёнку стать успешным. Что такое успех? Что за ключик успеха, который так необходим нашим детям?
Для того что бы лучше понять и осмыслить значимость и важность этой темы, давайте немного поразмышляем.
Пожалуйста, возьмите предмет, находящийся к коробочке, что это? От чего этот ключ? Ключ от квартиры. Ключ от машины. Ключ от гаража. Ключ от дачного домика. Бываю разные ключи : от яхты, вертолёта и другие …
- Как вы считаете, можно ли назвать человека успешным, если у него есть несколько этих ключей или даже все? (Несомненно, можно говорить о том, что человек многого добился в жизни.)
Слово Успех – излагается в словаре: как удачное достижение поставленной цели. И, как говорится, комментарии здесь излишни.
- Что нужно, человеку, что бы добиться успеха? Да, нужно многое: здоровье, образование, поддержка семьи! Вы назвали одним из составляющих успеха - образование! Если нет у человека образования, конечно можно найти пути реализовать себя, но, сколько дверей открывается, когда человек образованнный.
- Оказывается, ещё до начала школьного обучения мы можем помочь своим детям найти этот ключик успеха!
- Что это за Ключик такой? К освоению школьной программы, мы должны научить ребёнка учиться! Детская успешность заключается в умении : слышать и понимать инструкцию взрослого, запоминать, сравнивать, обобщать, излагать свои мысли, соблюдать правила, рассуждать. Важно, чтобы был достаточно развит психологический базис: это мышление, память, речь, внимание и воображение. Это и будет тем Ключик успеха необходимым детям при обучении. И поверьте, моему опыту, как трудно бывает детям, пришедшим в школу с несформированным психологическим базисом. По статистике, в нашем городе, в начальных школах по результатам первого полугодия - 90 неуспевающих первоклассников! Значит, ли это? что вовремя этим детям родители не помогли развить психические функции, не смогли помочь ребёнку найти свой ключик успеха? Почему так рано, спросите вы? нашим детям всего 4-5 лет. Потому что потом может быть поздно, или в 1000 раз сложнее.
В развитии человека существуют - Сензитивный периоды. – это периоды наивысших возможностей для наиболее эффективного развития какой-либо стороны психики.
Сензитивный период — это такой период в жизни каждого ребенка, когда он учится чему-либо очень легко, овладевает навыками без особых усилий. Делает все с удовольствием и интересом. Сензитивные периоды длятся определенное, довольно короткое время и проходят безвозвратно. Поэтому эти периоды пропустить ни в коем случае нельзя. Ведь наверстать упущенное будет практически невозможно.
Взрослым надо знать, что если детям приходится делать что-то под принуждением, т. е. не во время сензитивных периодов, то обучение оказывается бесполезным, страдает психика и здоровье ребенка.
Вот некоторые из них:
Сензитивный период развития движений и действий (1-4 года)
Чрезвычайно важное занятие для ребёнка. Благодаря движению кровь насыщается кислородом, а обогащенная кислородом кровь снабжает клетки головного мозга, которые участвуют в развитии всех психических функций. С каждым годом ребенок совершенствует координацию своих движений, осваивает новые действия и учится все точнее ощущать свое тело. Помогите ему в этом! Бегать, прыгать на одной ножке, карабкаться на лестницы и балансировать на бревне – занятия ничуть не менее важные, чем учиться писать и считать. Таким образом, все методы образования, которые ограничивают свободу движения ребенка в этом возрасте, являются препятствующими его естественному развитию.
Сензитивный период развития речи (0-6 лет) В этом возрасте малыш осваивает устную речь (известно, что если по каким-то причинам он был лишен человеческого общества и человеческой речи, он никогда не научится нормально говорить, как, например, дети-Маугли). С огромной скоростью ребенок увеличивает свой словарный запас – это самое интенсивное увеличение словаря в жизни человека.
Сензитивный период восприятия маленьких предметов (1,5-6,5 лет) Взрослые приходят в ужас, глядя на то, как маленькие дети манипулируют бусинами или пуговицами. Особенно, когда они пытаются выяснить, поместятся ли эти предметы в ухо или в нос. Разумеется, подобные игры должны проходить только под присмотром взрослых. Но это совершенно естественный интерес, стимулирующий развитие мелкой моторики пальцев, в пользе которого сомневаться не приходится. Поэтому позаботьтесь о том, чтобы сделать манипуляцию с мелкими предметами безопасной.
Сензитивный период сенсорного развития (0-5,5 лет) В этом возрасте тренируются умение видеть, слышать, ощущать запах, вкус и т. д Ребёнок становится более восприимчив к цвету, форме, размерам предметов. Предметное восприятие требует освоения сенсорных эталонов, умения использовать их при восприятии объектов окружающей действительности. Сенсорное восприятие ребенка – основа для умственного развития (развитие воображения восприятия, мышления и т. д.)
Сензитивный период развития социальных навыков (2,5-6 лет) Ребенок в этом возрасте быстро усваивает формы общения и хочет их применять. Учится тому, что потом будет называться этикетом.
До шести лет закладываются основы социального поведения, ребенок впитывает, как губка, примеры как грубого, так и вежливого образа общения с миром. Здесь главным образом действует подражательная способность. Поэтому постарайтесь сами вести себя так, как, по вашему мнению, должен вести себя ваш ребенок.
Взрослые не могут повлиять на время возникновения и длительность сензитивных периодов. Взрослые могут, создать благоприятные условия для реализации внутренних «жизненных импульсов» детей.
Практическая часть: - Сегодня я предлагаю вашему вниманию игры и упражнения, которые развивают психических функций. С их помощью дети учатся запоминать, воссоздавать образы, рассуждать, т. е. уже сейчас мы, ИГРАЯ, УЧИМ детей УЧИТЬСЯ!
1. Игра «Отгадай загадку, нарисуй отгадку!» Давай, будем отгадывать загадки, а отгадку зарисовывать определённым символом. Например;
Длинное ухо, комочек пуха. (ЗАЯЦ)
Что за чудо – длинный дом!
Пассажиров много в нем.
Носит обувь из резины
И питается бензином. (АВТОБУС)
Родилась она в лесу.
Там росла и расцвела.
А теперь свою красу
К Рождеству нам принесла. (ЁЛКА)
Что за чудо, что за ящик?
Сам – певец и сам – рассказчик,
И к тому же заодно
Демонстрирует кино. (ТЕЛЕВИЗОР)
Ты рукой его не тронь!
Грива есть, но он не конь.
Нет копыт, а есть клыки
И на лапах коготки. (ЛЕВ)
А
Задания: «Что изменилось?», «Что находится между?», «Придумай историю»…
2. «Необычные зверюшки»
Мишка рыбачил в волшебной стране, и смотри, какую рыбку поймал!
Из каких фигур состоит рыбка? Сколько треугольников? Квадратов? И т. д. Давай сделаем из счётных палочек такую же.
С кем твой Мишка дружит? Давай вместе нарисуем зверюшку, но не забывай что друг их волшебной страны. Голова, какой формы? Туловище? И т. д.
3. Смотри Мишка много путешествовал, видел много интересного, и что бы не забыть он зарисовывал значками, то что видел. Отгадай: Это кто (что?
= € +
Дорисуй, на что похож этот знак? И т. д.
4. «Волшебные кляксы» На что похоже? Придумаем сказку.
5. Использование предметов – заменителей. Смотри, сколько предметов принёс Щенок. Ему скучно! Давай с ними поиграем! Это кто будет? Вата – зайка. Карандаш – зонт и т. д. Давай придумаем, что однажды приключилось со щенком?
6. «Хорошо-плохо» Любые предметы, или явления.
Тает снег (Хорошо, скоро будет весна, можно будет шлёпать по лужам, деревья рады влаге…Плохо – грязно, ноги промакают, не слепишь снеговика)
Карандаш (Хорошо. Плохо)
Развивающие тетради О. Холодовой, Тесты. Развивающие задания.
7. Игра на внимание «Запоминай-ка» Предметные картинки запомните в течении 10 секунд. Ответьте на вопросы.
8. Кинезиологические упражнения.
Итог. Сегодняшнюю встречу хотела бы закончить словами Марии Монтессори, итальянскиго врача и педагога: «Человеку никогда более не удается так легко овладеть некоторым знанием, так радостно научиться чему-либо, как в соответствующий сензитивный период»
Рефлексия. Пожалуйста, Выразите своё отношение, к сегодняшней встрече : Предлагаю вам на своих ключиках поставить один из знаков:
- спасибо.
? - остались вопросы! - Будем играть, развивать!
Спасибо за внимание!