Елена Бовина
Консультация для родителей «Как обучать детей звуковому анализу слов»
▼ Скачать + Заказать документы
Обучение звуковому анализу слова является основной задачей этапа подготовки к обучению грамоте и предполагает:
определение количества звуков в слове;
фонетическую характеристику звуков (умение дифференцировать гласные и согласные звуки, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие);
определение места звука в слове.
Уважаемые родители, помните:
1. Звук – мы слышим и произносим.
Публикация «Консультация для родителей „Как обучать детей звуковому анализу слов“» размещена в разделах
2. Буквы мы пишем и читаем.
3. Звуки бывают гласными и согласными.
Гласные звуки можно петь голосом, при этом воздух, выходящий изо рта не встречает преграды. Согласные звуки–они не поются, не тянутся, воздушная струя всегда встречает преграду (зубы, губы, язык!
Гласных звуков шесть : А У О И Э Ы
Гласных букв десять: А У О И Э Ы - соответствуют звукам и четыре йотированные: Я, Е, Ё, Ю могут обозначать:
один звук (я - [а], е - [э], - [о], ю - [у] после согласных) белка - [б’элка])
(два звука (я - [йа], е - [йэ], - [йо], ю - [йу] в начале слова (лка - [йолка], после гласной (баян - [байанЪ], а так же после Ь и Ъ (вьюнок - [в’йунок], съел - [сйэл]).
Гласные звуки обозначаются на схеме красным цветом.
Согласные звуки бывают глухими и звонкими.
Детям мы объясняем, что когда произносим глухой звук, голос спит, а при произнесении звонких звуков голос звенит (положить руку на горлышко или закрыть уши руками).
Звонкие звуки : Б, В, Г, Д, Ж, З, Й, Л, М, Н, Р.
Глухие звуки : К, П, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ,
Согласные звуки бывают мягкими и твёрдыми.
Всегда твё рдые согласные: Ж, Ш, Ц.
Всегда мягкие согласные: Й, Ч, Щ.
Твёрдые звуки обозначаются на схемах синим цветом, мягкие – зелёным.
В русском языке 10 гласных букв (А, О, У, Э, Ы, И, Я, Е, Ё, Ю, 21 согласных букв (Б, В, Г, Д, Ж, З, Й, К, Л, М, Н, П, Р, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ) и еще две особенные буквы – это Ь и Ъ, которые не обозначают звуков.
Звуковой анализ слова
При выполнении задания по звуковому анализу слова необходимо предложить ребенку послушать и сказать:
сколько всего звуков в слове,
какой звук первый (назвать звук; гласный/согласный; твердый/мягкий; звонкий/глухой; каким квадратиком обозначаем)
нарисовать (выложить) квадратик
аналогичная работа проводится со всеми последующими звуками;
Например, слово ДОМ :
В слове ДОМ три звука - первый звук Д, он согласный, т. к. его нельзя тянуть, петь, воздушная струя встречает преграду – язычок; звук Д – твердый, звонкий. Рисуем синий квадратик с колокольчиком. - второй звук О, он гласный, потому что его можно петь, тянуть, воздушная струя не встречает преграды, голосок работает. Рисуем рядом красный квадратик. - третий звук М, он согласный, т. к. его нельзя тянуть, петь, воздушная струя встречает преграду – губки; звук М – твердый, звонкий. Рисуем рядом синий квадратик с колокольчиком. Под каждым квадратиком – символом звука подписываем соответствующую букву.
Важно, чтобы ребенок усвоил, что такое звук речи, мог дифференцировать звуки, делить слова на звуки и слоги. Только тогда он сможет без труда овладеть навыком чтения.