Ирина Богатова
Консультация для родителей «Использование мнемотехники для детей с ОВЗ»
▼ Скачать + Заказать документы
Использование мнемотехники для детей с ОВЗ
К. Д. Ушинский сказал:
“Если ребенок молчит, покажите ему картинку, и он заговорит ”.
В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту для успешного усвоения программы в школе у детей должно быть сформированы умения связанно высказывать свои мысли, составлять небольшие рассказы.
Публикация «Консультация для родителей „Использование мнемотехники для детей с ОВЗ“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
У детей с ОВЗ существуют следующие проблемы: нарушение звукопроизношения, бедный словарный запас, отмечаться нарушения формирования ВПФ что мешает эффективной коррекции речи.
При развитии речи детей с ОВЗ, вполне обоснованно использование творческих методик, технологий, одной из такой методике является мнемотехника.
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающее эффективное запоминание, сохранение и воспроизведения информации.
В работе с детьми с ОВЗ мнемотехника помогает развивать
зрительную и слуховую память
воображение
ассоциативное мышление.
Цель обучения:
1. развитие связной речи
2. развитие мелкой моторики рук
3. преобразование абстрактных символов в образы.
Мнемотаблицы могут быть предметные, предметно - схематические и схематические.
Мнемотаблицы использую для работы над автоматизацией звуков, обогащение словаря, при заучивании стихотворений, при пересказе сказок.
Перед занятием идет большая предварительная работа (педагога и детей) : подготовка дополнительного познавательного материала, расширяющего кругозор детей; обсуждение с детьми проведенных перед занятием наблюдений явлений природы или произведений устного народного творчества; подготовка оборудования и раздаточного материала, прослушивание аудиокассеты; выбор педагогом приемов, при помощи которых можно заинтересовать детей на занятии.
Занятие состоит из нескольких этапов:
1 этап. Рассматривание таблиц и разбор того, что на ней изображено.
2 этап. Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из символов в образы
3 этап. После перекодирования осуществляется пересказ сказки с опорой на символы (образы, т. е. происходит отработка метода запоминания.
Мнемотехника развивает у детей выдумку, фантазию, умение представить себя на месте другого. Заучивание стихотворений является отличным методом тренировки памяти, поэтому мы используем методы, облегчающие этот процесс. Метод наглядного моделирования является одним из таких методов. В начале мы знакомимся со стихотворением целиком, затем построчно, по смысловым частям. Предлагается подумать и изобразить эти части в рисунках. Наброски могут соответствовать слову, словообразованию, предложению. В свободное время ребенок может проверить себя.
2018 – 2019 год ввела в работу с детьми с ОВЗ мнемотаблицы по обогащению словарного запаса при изучении лексических тем, развитию связной речи. На индивидуальных занятиях подбирала «рисуемое» стихотворение на автоматизацию звуков предложила детям творческий подход заучиванию (дети сами изображали символы, которые они ассоциировали с тем или иным словом, затем вместе с детьми воспроизводила повтор стихотворения с опорой на таблицу. Интересен тот факт что, 2 - 4 ребенка в группе заучивают стихотворение наизусть, пока таким образом «рисуют» его.
С помощью схем - моделей и мнемотаблиц можно достичь следующих результатов:
Вызвать у детей желание пересказывать сказки — как на занятии, так и в повседневной жизни.
Расширить круг знаний об окружающем мире.
Активизировать словарный запас.
Появляется интерес к заучиванию стихов
Помочь детям преодолеть робость, застенчивость, научиться свободно, держаться перед аудиторией.
Подводя итог вышесказанного, следует отметить, что речевая деятельность формируется и функционирует в тесной связи со всеми психическими процессами. Специальное обучение должно осуществляться с помощью комплексной программы, включающей не только развитие компонентов речевой системы, но и направленной на коррекцию психических функций. Следовательно, использование приёмов мнемотехники в работе по развитию речи детей, по нашему мнению, является наиболее актуальным поскольку:
наглядное моделирование облегчает детям с ОВЗ овладение связной речью, т. к. использование символов, пиктограмм, заместителей, схем облегчает запоминание и увеличивает объем памяти и в целом развивает речь
приемы наглядного моделирования используют естественные механизмы памяти мозга и позволяют полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации;
дети, владеющие средствами наглядного моделирования, в дальнейшем способны самостоятельно развивать речь в процессе общения и обучения.
Использование данной технологии в работе с детьми с ОВЗ дает устойчивые результаты обучения, воспитания и развития. Необходимо подчеркнуть, что мнемотаблицами не ограничивается вся работа по развитию связной речи у детей. Это – прежде всего как начальная, “пусковая”, наиболее значимая и эффективная работа, так как использование мнемотаблиц позволяет детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её.