Галаова Залина Юрьевна
Мастер-класс для родителей «Использование мнемотехники для развития речи и памяти у детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс для родителей
«Использование мнемотехники для развития речи и памяти у детей»
Воспитатель: Здравствуйте, уважаемые родители!
Девиз сегодняшнего мастер-класса звучит так :
Послушай - ты узнаешь!
Посмотри - ты поймешь!
Сделай - ты научишься!
Педагоги от родителей часто слышат такие слова – «У нас стихи не запоминаются! Ребёнок не может быстро запомнить текст, путается в строчках».
Публикация «Мастер-класс для родителей „Использование мнемотехники для развития речи и памяти у детей“» размещена в разделах
- День Победы. ИЗО, изодеятельность
- Мастер-классы для родителей
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Память. Развитие памяти у детей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
В то же время, эти же родители говорят, что их ребенок великолепно запоминает рекламу, или может легко пересказать очередную серию любимого мультфильма.
В чём причина того, что стихи дети запоминают с трудом, а рекламу запоминают великолепно?
Дело в том, что в первом случае, при разучивании стихотворения, требуется произвольное запоминание (когда мы запоминаем что-то специально, это требует волевых усилий, а во втором - действует непроизвольное, основанное на эмоциях и интересе ребёнка. Вспомните любую рекламу: текст, красочные картинки, быстро сменяющие друг друга, сопровождающиеся музыкой не требуют усилий для запоминания. Что же делать родителям, как помочь детям запоминать стихотворные формы, рассказы? Чтобы решить эту проблему, мы обучим вас некоторым несложным приемам, с помощью которых мы поможем нашим детям в развитии памяти, в умении быстро запоминать стихотворения, скороговорки и любые другие тексты.
На помощь нам пришла мнемотехника и мнемотаблицы.
Что же это такое?
Мнемотехника - очень древняя наука, которая имеет свою историю. Термин был введён Пифагором ещё в 6 веке до нашей эры. А феноменальная память, которой владел Юлий Цезарь - это результат применения мнемотехники. А вот, использование мнемотехники для развития речи, памяти, мышления, воображения - это новое направление.
Мнемотехника - специально разработанные приемы и способы запоминания. Суть этого способа состоит в том, что, разучивая стихотворение, нужно рисовать вместе с ребенком к каждому слову, фразе или строчке какой-нибудь простой рисунок-символ. Удобнее показать стихотворение в виде таблицы. Каждая ячейка этой таблицы может соответствовать одному слову или целой фразе из стихотворения. После чего, ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовый план (схему, а по мере обучения в процесс создания включаются дети и создают свои схемы).
Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Работу необходимо начинать с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам и мнемотаблицам.
Работа по мнемотаблице состоит из следующих этапов:
1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2. Преобразование из абстрактных символов в образы.
3. Пересказ с опорой на символы (образы).
В нашей группе «Светлячок» активно используется мнемотехника, для лучшего запоминания русских народных сказок. Хотим вашему вниманию представить видеофрагмент из опыта работы с мнемотаблицами.
А, теперь мы хотим показать способ составления мнемотаблицы по вашему выбору. (показ и расшифровка мнемотаблицы)
Просим вас обратить внимание на экран, где изображена готовая мнемотаблица к сказке. Вам необходимо отгадать какая здесь сказка зашифрована, и попробовать рассказать сказку, опираясь на таблицу. (отгадывание и рассказ сказки)
Теперь давайте попробуем сами составить мнемотаблицу. Для этого нам необходимо разделиться на две команды и пройти к столам. Обе команды придумывают мнемотаблицу, зарисовывают её. Одна таблица на одну команду. Потом команды показывают друг другу свои таблицы и попытаются рассказать сказку, зашифрованную там.
Итог мастер-класса :
Итак, мнемотехника :
- сокращает время запоминания;
- развивает основные психические процессы;
- развивает умение перекодировать информацию;
- устанавливает причинно-следственные связи;
- помогает делать выводы и схематизировать материал.
А теперь, уважаемые родители, предлагаем вам высказаться в этот микрофон со своим мнением, полезна ли была представленная технология?
(высказывания родителей. Раздача памяток на данную тему)
Спасибо за внимание!