Чухнина Галина
Консультация для родителей «Идем в школу. Трудности в обучении грамоте»
▼ Скачать
Поступление в школу – ответственный этап в жизни ребенка, к которому необходимо заранее готовиться. Важно, чтобы дети 7-летнего возраста владели объемом знаний, умений и навыков, определенных программой подготовительной группы дошкольного учреждения общего типа, то есть были готовы к освоению школьной программы первого класса.
Что означает понятие «готовность ребёнка к школе»?
Быть готовым к школе - не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе - значит быть готовым всему этому научиться.
Публикация «Консультация для родителей „Идем в школу, Трудности в обучении грамоте“» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Консультации для родителей
- Обучение грамоте, 1 класс
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Консультации
- Темочки
Детские психологи выделяют несколько критериев готовности ребёнка к школе.
Физическая готовность. Обучение в школе связано с большими физическими и психологическими нагрузками. Заполняя медицинскую карту ребёнка перед поступлением в школу, вы легко сможете сориентироваться в данном вопросе и получить консультацию у врачей-специалистов. Если у ребёнка есть серьёзные проблемы со здоровьем и вам рекомендованы специальные формы обучения или специальная школа, не пренебрегайте советами врачей.
Интеллектуальная готовность. Она включает в себя багаж знаний ребёнка, наличие у него специальных умений и навыков (умение сравнивать, обобщать, воспроизводить данный образец; развитие мелкой моторики; концентрация внимания и др.). Интеллектуальная готовность — это не только умение читать и писать, но и развитие речи (умение ответить на вопрос, задать вопрос, пересказать текст, умение рассуждать и мыслить логически.
Социальная готовность. Это потребность ребёнка в общении со сверстниками и умение подчинять своё поведение законам детских групп, а также способность исполнять роль ученика в ситуации школьного обучения.
Психологическая готовность. С этой точки зрения готовым к школьному обучению является ребёнок, которого школа привлекает не только внешней стороной (замечательный ранец, красивая ученическая форма, но и возможностью получать новые знания и умения. Ребёнок, готовый к школе, желает учиться и потому, что ему хочется занять определённую позицию в обществе, открывающую доступ в мир взрослых, и потому, что у него есть познавательная потребность, которую он не может удовлетворить дома.
Как узнать, готов ли ребёнок идти в школу?
Попробуйте ответить («да» или «нет») на вопросы данного теста. Он поможет вам понять, готов ли ваш ребёнок к школе.
1. Может ли ваш ребёнок заниматься самостоятельно каким-нибудь делом, требующим сосредоточенности в течение 25—30 минут (например, собирать конструктор или пазлы?
2. Говорит ли ваш ребёнок, что он хочет идти в школу, потому что там он узнает много нового и интересного, найдёт новых друзей?
3. Может ли ваш ребёнок самостоятельно составить рассказ по картинке, включающий в себя не менее 5 предложений?
4. Знает ли ваш ребёнок наизусть несколько стихотворений?
5. Верно ли, что ваш ребёнок в присутствии незнакомых людей ведёт себя непринуждённо, не стесняется?
6. Умеет ли ваш ребёнок изменять имя существительное по числам (например: рама — рамы, ухо — уши, человек — люди, ребёнок — дети?
7. Умеет ли ваш ребёнок читать без ошибок по слогам или, что ещё лучше, целиком слова, состоящие из 2—3 слогов?
8. Умеет ли ваш ребёнок считать до двадцати и обратно?
9. Может ли ваш ребёнок решать примеры на сложение и вычитание в пределах десяти?
10. Сможет ли ваш ребёнок точно повторить предложение (например: «Зайчик, вспрыгни на пенёк»?
11. Любит ли ваш ребёнок раскрашивать картинки, рисовать, лепить из пластилина?
12. Умеет ли ваш ребёнок пользоваться ножницами и клеем (например, делать аппликацию?
13. Может ли ваш ребёнок обобщать понятия (например, назвать одним словом, а именно: мебель) стол, диван, стул, кресло?
14. Может ли ваш ребёнок сравнить два предмета, то есть назвать сходство и различия между ними (например, ручка и карандаш, дерево и кустарник?
15. Знает ли ваш ребёнок названия времён года, месяцев, дней недели, их последовательность?
16. Может ли ваш ребёнок понять и точно выполнить словесные инструкции?
Если вы утвердительно ответили на 15—16 вопросов, можете считать, что ваш ребёнок вполне готов к школе. Вы не напрасно с ним занимались, а школьные трудности, если они возникнут, будут легко преодолимы.
Если вы утвердительно ответили на 9—13 вопросов, значит ваш ребёнок многому научился. Содержание же вопросов, на которые вы ответили отрицательно, подскажет вам темы дальнейших занятий.
Если вы утвердительно ответили на 8 (и менее) вопросов, значит вам следует, во-первых, почитать специальную литературу, во-вторых, постараться уделять больше времени занятиям с ребёнком, в-третьих, обратиться за помощью к специалистам.
Как правильно подготовить ребёнка к школе?
Раньше готовым к школе считался ребёнок, обладающий определённым запасом знаний. Сейчас психологи и педагоги утверждают, что знания — это не цель, а средство развития ребёнка. Главное — это не само знание, а умение им пользоваться, самостоятельно его добывать, анализировать. Поэтому самым важным элементом подготовки ребёнка к школе является формирование умения учиться. Учите ребёнка сознательно подчинять свои действия общему правилу (например, читать книгу сидя, соблюдая расстояние от глаз до книги 25—30 см, внимательно слушать говорящего и точно выполнять данное задание, проявлять самостоятельность, инициативу, творчество в любом виде деятельности.
Развивайте устную речь будущего школьника. Как можно чаще читайте своему ребёнку детскую литературу; беседуйте с ним о прочитанных произведениях; чаще просите ребёнка пересказать только что услышанную им сказку или рассказать о том, что интересного он увидел во время прогулки.
Чаще превращайте повседневные просьбы в развивающие задания. Например, для лучшего ориентирования ребёнка в пространстве эффективны следующие задания:
— Подай, пожалуйста, чашку, которая стоит справа от тарелки.
— Найди на верхней полке третью книгу, считая справа налево.
— Скажи, что находится в комнате за комодом, между стулом и диваном, за телевизором.
Развивайте мелкую моторику с помощью лепки, рисования, штриховки, конструирования из различных деталей. Чем лучше развита рука, тем легче ребёнку научиться писать, тем быстрее развивается его интеллект.
Приучайте будущего первоклассника к школьному режиму — рано ложиться спать и рано вставать. Прививайте ему привычку соблюдать элементарные санитарно-гигиенические навыки: пользоваться общественным туалетом; мыть руки перед едой и др. Учите его самостоятельно одеваться, аккуратно складывать свои вещи, соблюдать порядок.
Воспитывайте у ребёнка позитивное отношение к школе. Попробуйте создать «благоприятную обстановку» вокруг школьной жизни, где будут новые друзья, мудрая учительница и целый набор новых впечатлений и эмоций. Никогда не запугивайте ребёнка школой: «Вот пойдёшь в школу, там быстро тебя воспитают!»
Чтобы у ребёнка возникло ощущение, что он вступает в новую полосу жизни, кардинально измените его жизнь: сделайте перестановку в комнате ребёнка, придумайте ему новые обязанности по дому и т. п.
Как избежать трудностей в овладении грамотой?
Задолго до изучения грамматических правил ребёнок должен овладеть грамотой, то есть хорошо разбираться в звуках и буквах, из которых состоят слова. Уже в первые дни пребывания в школе у многих первоклассников возникают трудности письма, которые называют дисграфией. Под этим понимаются стойкие нарушения письма, не связанные с незнанием грамматических правил. Дисграфические ошибки выражаются в пропусках и перестановках букв в словах, в заменах одних букв другими, в «зеркальном» написании букв и т. п. Появление таких ошибок говорит о неготовности ребёнка к началу школьного обучения, о его недостаточной психофизиологической зрелости. Правда, и у готовых к школьному обучению детей на самых первых порах могут иногда наблюдаться такого рода ошибки, но они не носят стойкого характера и быстро исчезают по мере овладения грамотой.
Типы дисграфических ошибок:
1. Ошибки, связанные с неточным различением на слух звуков речи.
Чаще всего смешиваются акустически близкие и сходные по артикуляции звуки: [С ] – [Ш], [С] –[З], [Т] – [Д], [Д] – [Н], [О] – [У], [Ч] – [Щ], [Ч] – [Т], [Ш] – [Щ], [Ц] – [С], твёрдые –мягкие.
Если Вы заметили в устной речи своего ребёнка старше 4-х лет стойкие или непостоянные замены одних звуков другими, смягчение твёрдых согласных или оглушение звонких, нечёткое произнесение гласных звуков и т. п., необходимо развивать у него фонематический слух.
Систематические занятия по различению на слух и в произношении звуков речи (желательно, проводимые специалистом – логопедом, помогут Вашему ребёнку не путать соответствующие буквы при письме.
2. Ошибки, связанные с нарушением языкового анализа:
– нарушение границ слова – слитное написание слов в предложении и раздельное написание одного слова;
– искажение звукослоговой структуры слов: пропуски согласных букв при стечении: КУКА (КУКЛА, АБУЗ (АРБУЗ); пропуски гласных (СБАКА); перестановки букв: КОНО (ОКНО, ВРОДА (ДРОВА); пропуски, добавления и перестановки слогов:КОМТА (КОМНАТА, КАТА (СТАКАН, РАПОВОЗ (ПАРОВОЗ).
Ошибки данного типа возникают, как правило, вследствие искажения ребёнком слов и предложений в устной речи и нечёткой артикуляции звуков, которая влияет на внутреннее проговаривание при письме. Предупреждаются подобные ошибки лишь своевременным логопедическим вмешательством. Родителям необходимо знать, что при нормальном речевом развитии уже в возрасте 3-х лет ребенок в состоянии правильно воспроизводить звукослоговое строение слов в коротких фразах, за исключением слов сложной структуры, а в 5 лет любые слова и фразы в норме воспроизводятся ребёнком без ошибок.
3. Ошибки, обусловленные недоразвитием грамматического строя речи.
При аграмматической дисграфии дети неправильно согласовывают слова в словосочетаниях (НАСТОЛОМ, ДЕТИ БЕЖИТ, КРАСНЫЯ ПЛАТЬЕ, МНОГО ДЕРЕВОВ, нарушают последовательность слов во фразе, даже при слуховом диктанте не способны записать правильно предложения.
Такие ошибки часто возникают у детей, не владеющих так называемым «языковым чутьём», то есть чувством языка. Эти дети овладевают нормами родного языка (правилами построения фразы, изменения и согласования слов с помощью окончаний, образования однокоренных слов с помощью приставок и суффиксов) не спонтанно, по подражанию, как в норме, а лишь путём целенаправленных упражнений. Таким образом, и в этом случае, когда речь ребёнка старше 5 лет изобилует аграмматизмами – слова во фразе изменяются и образовываются неправильно – родителям следует обратиться за помощью к логопеду.
4. Ошибки, связанные с недоразвитием пространственных представлений, зрительного узнавания.
У детей с оптической дисграфией с трудом формируются зрительные образы букв. При этом наблюдаются стойкие замены графически сходных букв (П – Н, Д – У, Д – Б) либо искажения букв (зеркальное написание, пропуски элементов, написание лишних элементов).
Для предупреждения подобных ошибок необходимо в дошкольном возрасте сформировать у ребёнка чёткие образы букв. В этом помогут такие игры, как:
– Разрезные буквы – пазлы;
– «От какой буквы деталь?»;
– «Допиши букву» (буквы с недописанными элементами);
– «Найди правильные буквы» (различение правильно и зеркально написанных букв);
– «Какая буква смотрит в окошко?»;
– «Какая буква лишняя? (сравнение по начертанию);
– «Найди букву, которую я назову» (связь звука с буквой).
Если у ребёнка возникают трудности при выполнении подобных заданий, надо обратиться за помощью к логопеду.
Дорогие родители! Надеюсь, что эти рекомендации помогут вам в обучении малыша грамоте. Чтобы это обучение было успешным, советуем регулярно проходить с дошкольником обследование у логопеда и прислушиваться к его советам.
Удачи вам и терпения!