Светлана Купцова
Консультация для родителей «Игры-путешествия как одна из форм организации образовательной деятельности дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Выполнила: воспитатель
МБДОУ «Детский сад №25 «Черемушка»
Купцова Светлана Фёдоровна
Игры - путешествия как одна из форм организации образовательной деятельности дошкольников
Дошкольный возраст – уникальный период жизни человека. Его своеобразие заключается в особой чувствительности, сензитивности к усвоению окружающей действительности; в активности дошкольника – обследовательской, предметно-манипулятивной, познавательной. Особое значение имеют накопление и обогащение чувственного опыта, который становится первой ступенькой в дальнейшем познании многих сторон действительности.
Публикация «Консультация для родителей „Игры-путешествия как одна из форм организации образовательной деятельности дошкольников“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2017
Спонтанно накопленный чувственный и интеллектуальный опыт ребенка может быть объемным, но неупорядоченным, неорганизованным. Направить его в нужное русло – вот что необходимо в процессе обучения и для развития познавательной активности. Практика обучения показала, что на успешность влияют не только содержание предлагаемого материала, но и форма подачи, которая способна вызвать заинтересованность и познавательную активность детей.
Игра – путешествие – это собирательное название различного рода игр в посещения выставок, зоопарка, салона природы; в экскурсии, походы, экспедиции, поездки и путешествия.
Эти игры объединяют то, что дети, посещая интересные места, в игровой форме получают новые знания, чему способствует обязательная в игре роль руководителя (экскурсовода, начальника экспедиции, т. е. эффективность во многом определяется руководством детской деятельности со стороны педагогов и организаторов игры-путешествия.
Именно через них дошкольники знакомятся с новыми местами, животными, растениями, получают самые различные сведения об окружающей действительности.
В каждом конкретном случае сюжет игры продумывается таким образом, что дети посещая новые места, знакомятся с новыми объектами и явлениями в качестве путешественников, туристов, экскурсантов, посетителей. В рамках ролевого поведения дети слушаю пояснения, «фотографируют», рассуждают. Чтобы игра была более полноценной и через нее воспитатель смог реализовать поставленные дидактические задачи, он тщательно продумывает свою роль (слова для контакта с посетителями, содержательные сообщения, и возможные ролевые и игровые действия).
Игра захватит детей, если воспитатель специальными приемами постоянно поддерживает воображаемую ситуацию того пространства, в которой она протекает (например, заснеженного леса, летнего леса с завалами или болотистыми местами, жаркой пустыни, арктических льдов). Это могут быть различные слова и действия : «Уважаемые туристы, наденьте головные уборы, накиньте легкие одежды на себя, чтобы палящее солнце пустыни не сожгло бы вашу кожу, чтобы вы не получили солнечного удара (при этом сам руководитель изображает, как он надевает на себя головной убор, ветровку, проверяет, как сделали тоже самое туристы). Проверить, у всех ли есть фляги с водой: нам предстоит длительный переход по безводной пустыне, наверняка захочется пить».
Шагая во время воображаемой экскурсии по болотистому месту, руководитель прости экскурсантов поднимать повыше ноги, идти осторожно, чтобы не провалится (при этом сам делает то, что нужно).
Отправляясь в зимний лес, воспитатель просит всех потеплее одеться, получше завязать шапки, чтобы не замерзнуть.
Во время воображаемого похода напоминает, чтобы не снимали варежки, прости растереть щеки, чтобы их не отморозить, постучать ногами, чтобы разогреть их.
Хорошая игра сложится, если воспитатель продумает и главные и сопутствующие роли, назначит на них детей, подготовит необходимую атрибутику.
Например, в игре «Посещение зоопарка» воспитатель исполняет роль директора зоопарка, дети – роль посетителей (это главные роли). Сопутствующие роли – это шофер автобуса, на котором едут посетители; кассир, который проверяет и отбирает билеты, напоминает о правилах осмотра зверей; буфетчица, которая продает мороженое, конфеты и т. д.
Атрибутикой в игре является роль автобуса, касса, деньги, билеты, мороженое, конфеты, фартук и кокошник буфетчицы, пиджак т очки директора (для его солидности). Если все это будет подготовлено, а дети будут знать, как исполнять роли, то игра станет интересной, полноценной – программное содержание занятия (ознакомление детей с животными зоопарка и условиями их содержания) воспитателю в роли директора нетрудно реализовать.
В играх-путешествиях большую помощь оказывает атрибутика в виде самодельных фотоаппаратов, подзорных труб и биноклей. «Оптические приборы», ограничивая объективом пространство обзора, создают хорошие визуальные условия для наблюдения, для рассматривания новых объектов. Фотографировать, смотреть в бинокль или подзорную трубу – это игровые действия, которые помогают удерживать детей в пространстве игры.
Фотоаппарат обладает еще одним игровым преимуществом: дети не только фотографируют объекты, но и «проявляют» потом фотографии – рисуют и тем самым отражают свои впечатления, что ценно как в познавательном, так и эмоциональном плане.
Игры-путешествия рекомендуется использовать со средней группы. Практика показала, что оценить работу детей целесообразнее по ходу игры, а не в конце ее. При этом будет лучше, если замечания и подсказки (как исправить то или иное положение) будут исходить не от педагога, а от игрового персонажа. Указывая ребенку на тот или иной недостаток в его деятельности, важно подчеркнуть, какие неудобства или трудности это создает для игрового персонажа. Такая форма занятий способствует естественному переходу учебного занятия в игру. От лица персонажа игры воспитатель может предложить выполнить те или иные действия, которые будут способствовать формированию или закреплению нужных навыков и умений. В игре-путешествии ребенок учится соотносить полученный результат с поставленной им целью и оценить выполненную работу с точки зрения значимых для него самого качеств. Принимая определенную роль и действуя в ней, ребенок спокойно воспринимает критические замечания в свой адрес, не реагирует отрицательно на свой неуспех. Благодаря этому у детей появляется желание довести начатое дело до конца и добиться результата.
В старшем дошкольном возрасте особое внимание следует уделять формированию самооценки и самоконтроля. Очень важно обучить детей взаимодействию друг с другом. Работа по данному направлению начинается с постановки единой цели для всех, с объяснения в необходимости сотрудничества, с формирования заинтересованного отношения к общему действию.
Обучение с использованием игр-путешествий может в ряде случаев выходить за рамки отведенного времени – это не опасно, т. к. качественное проведение игры, создавая определенный эмоциональный настрой у детей обеспечивает максимальный развивающий эффект.
Темы для путешествий могут быть разнообразными. Выбор зависит от непосредственного окружения, в котором живут дети, от их возраста, возможности показать те или иные предметы.
«Типы исследований» : путешествие по карте, путешествие по «реке времени» доступны и интересны дошкольникам, позволяют им занять активную исследовательскую позицию.
Путешествия инициируются взрослым, но органично принимаются ребенком. Создается благоприятные условия для реализации той или иной развивающей задачи:
*Путешествие по карте – освоение пространственных схем и отношений (представление о пространстве мира, частях света и родной стране);
*Путешествие по «реке времени» - освоение временных отношений (представление об историческом времени – от прошлого к настоящему, на примерах материальной цивилизации: история жилища, транспорта).
Темы, связанные с представлениями о живой и неживой природе, о социальных явлениях, рукотворном мире, а также некоторые основы географических и исторических представлений.