Раиля Курамшина
Консультация для родителей «Грамматические и лексические игры»
▼ Скачать + Заказать документы
Грамматические игры
Пример 1. Грамматическая игра. Играем в речевые игры по пути на прогулку. Учимся согласовывать существительные с числительными без ошибок.
Публикация «Консультация для родителей „Грамматические и лексические игры“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2022
Считать ступеньки: «Один медвежонок, два медвежонка, три медвежонка, четыре медвежонка, пять медвеЖАТ, шесть медвежат» и до 10. Следующий пролёт может быть с Медведицей, так же считаем: «одна медведицА, две медведицЫ, три медведицЫ, 4, пять медведиЦ» и т. д. А также перебрать весь зоопарк и всё, чем питаются звери.
Пример 2. Если ребенок ошибается в каком-то слове, не повторяйте его ошибку. Это только закрепит ее в его памяти. Вместо этого просто скажите несколько раз правильный вариант.
Пример: дочка говорит: «Я разложила на стол много ложков и вилков», а Вы в ответ: «Умница! Да, ты много ложЕК и вилОК на стол положила. Вот как много ложЕК! И вилОК много! Спасибо, помогла». Интонацией выделите правильное окончание в слове. Ребенку 5-6 лет можно уже подсказать так: «Ты сейчас ошибся. Исправь себя сам!». Но всё равно его ошибки не повторять!
Пример 2. Грамматическая игра, в которой ребенок учится образовывать новые слова по аналогии, в которой развивается словотворчество и языковое чутье.
Например, вы едите в машине, увидели бетономешалку, и можно спросить у ребенка, почему она так называется — потому что мешает бетон: БЕТОН МЕШАЕТ… А потом придумывать другие машины… Например, если надо будет помешать шоколад, как будет эта машина называться? шоколадомешалка… Потом придумать машины для мешания овощей, потом для молока и т. д.
Пример 3. Грамматическая игра – учимся образовывать прилагательные от существительных по аналогии, развиваем языковое чутье.
Вырезать всякие картинки фруктов и ягод и нарисовать на листках банки. И рассказать такую историю, что зайчик пошёл в лес и стал находить всякие ягоды, приносил их домой маме, а мама варила из них варенье. Принёс зайчик малину, мама варила МАЛИНОВОЕ варенье… (из яблок – яблочное, из абрикосов – абрикосовое и так далее). Ребенок клеит в банку ягодки, и можно их дополнительно посчитать и посмотреть, сколько ягодок в банку поместится (банки нарисовать разного размера). Потом пришёл в гости медвежонок и попросил зайчика угостить вареньем. Но он очень плохо разбирался в варенье и поэтому всё время спрашивал зайчика» Какое это варенье?» (малиновое, клубничное, черничное, яблочное, сливовое и т. д.)
Пример 4. Грамматическая игра в дороге – использование уменьшительно – ласкательных суффиксов.
Все, что ребенок видит вокруг проговаривать: светофор — светофорчик, машина- машиночка, дерево-деревце, девочка-девчушка и т. д. Идё те в магазин и играете так же: хлеб-хлебушек, булка-булочка, яблоко-яблочко, капуста-капусточка и др. Ребёнок наблюдает, расширяет словарный запас, получает чёткую картину мира — что и где можно увидеть, и развивает речь.
Лексические игры
Пример 1. На прогулке – лексические упражнения.
Найти на улице маленький предмет, например, камень и сказать: какой маленький камень. Затем найти еще меньше камень и сказать: какой малюсенький камушек. Посмотреть вокруг и найти большое дерево (большой дом) : какое большое дерево. Затем найти дерево еще больше и сказать: какое огромное дерево (огромный домище).
Пример 2. «Хорошо – плохо»
Снег:
Хорошо – город становится чистым, нарядным. Земля покрыта белоснежным пушистым одеялом. Можно рассмотреть снежинку, когда идет снег. Из снега можно слепить снеговика, сделать горку, покататься на санках, лыжах. Снег покрывает поля и спасает озимые всходы от мороза. Снег спасает землю от мороза, чтобы не замерзли корни трав и деревьев.
Плохо – снег заметает дороги, машинам не проехать. Появляются сугробы на тротуарах, людям не пройти. Снег ложится на одежду и если его не стряхнуть, одежда становится мокрой. Снег попадает на лицо, становится мокро и неприятно.
Мыло:
Хорошо – руки становятся чистыми, если помыть их с мылом. Мыло хорошо пахнет. Мыло бывает цветным и красивым. С мылом можно чисто выстирать одежду.
Плохо – мыло щиплет глаз, когда моешь лицо. Если в мыльнице оставить воду, всё мыло растворится. Мыло забирается по ногти и его трудно оттуда достать.
Шоколад:
Хорошо – он вкусный, хорошо пахнет. У него красивая упаковка. Шоколад красиво сделан. Он поднимает настроение. Можно пригласить друзей на чай с шоколадом.
Плохо – шоколад вреден для зубов. Если много съесть шоколада, то заболит живот. Если шоколад растает, то он может запачкать руки и одежду.
Игры на развитие воображения
Работа с картиной.
Пример 1:
Рассмотреть картину и ответить на вопросы: что вы видите? Что вы слышите? Что вы чувствуете? Как ложится свет? Какие эмоции она у вас вызывает? Включить все органы чувств (вид, звук, запах, действие, чутье). Какой характер картины? Какое настроение у вас вызывает эта картина? Как бы вы ее назвали?
Итог: подобрать стихи к этой картине, чтобы сложился полноценный образ.
Пример 2:
Закрыть плотным листом часть картины. Описать видимую часть картины и попробовать угадать, додумать, дофантазировать, что может быть нарисовано во второй части картины. Далее открыть вторую половину картины и сравнить с ответами детей.