Елена Ширяева
Консультация для родителей «Главные трудности звукового анализа»
▼ Скачать + Заказать документы
Для ребенка главная трудность в звуковых играх состоит в том, что он склонен смешивать, путать трудноуловимые, ускользающие звуки с другими свойствами слова. Неощутимая звуковая оболочка слова не выдерживает конкуренции с ярким, живым представлением о предметном значении слова. Обучая ребенка особым образом интонировать звук в составе слова, например-произносить слово ШАР тремя разными способами: ШШШар, шАААр, шаРРР, делая звуки предметом специального игрового интереса, осознанного внимания, можно достаточно быстро подвести ребенка к тому, что звуковая оболочка слова станет для ребенка не только заметной, но и интересной.
Темочки:
Но даже если ребенок перестал смешивать звучание и значение, форму и содержание слова, он еще долго может путать звук – минимальную единицу членения слова и слог- более естественную артикуляционную единицу членения слова.
«У меня в сумочке секрет», - заявляет маме дочка. «А какой первый звук в твоем секрете?» —спрашивает мама. «Тря», и девочка достает тряпочки, из которых шьются кукольные наряды. Смешивание звука и слога – одна из основных детских трудностей первых этапов звукового анализа.
«Секрет на звук ТРЯ» - формула детских трудностей звукового анализа. «Слово на звук Я» - формула трудности многих взрослых (не лингвистов). К сожалению, взрослые, говоря с ребенком о звуках, сами часто имеют ввиду буквы. Взрослые забывают, что буквы Е, Ю, Я в начале слова обозначают два звука (ЙУБКА, ЙАБЛОКО и т. д.). Взрослые забывают, что в словах НОС и НЕС различаются лишь первые звуки Н и НЬ, а вторые гласные звуки одинаковые – НОС и НЬОС. Забывают взрослые об этом потому, что по привычке грамотного человека думают о буквах и, играя с ребенком в звуковые игры, не столько вслушиваются в произносимое слово, сколько всматриваются в образ написания слова.
При этом взрослые забывают, что написание слова не всегда совпадет с произношением. Например, подбирая слова на ООО, взрослый (и только взрослый, а не ребенок, ничего не подозревающий о правилах орфографии) может предложить слово ОСИНА и ОКНО. Для ребенка, если, конечно, он не «окает», это непостижимо. Он предложит эти слова, когда потребуется слово на звук ААА. Ведь слышится АСИНА, АКНО. И он, по-своему, будет прав. И взрослый ответ, что так это слово пишется, только запутает его.
Сейчас надо заниматься звуками, и только звуками! Для ребенка эти занятия непросты по причинам чисто детским. Не надо вводить в звуковые игры еще и чисто взрослую путаницу звуков и букв. Чтобы избавиться от этой путаницы надо, прежде всего, полагаться на собственный слух.
Литература: Е. А, Бугрименко, Г. А. Цукерман «Учимся читать и писать» М. «Знание». 2014г. (Серия «Готовимся к школе»)