Папки-передвижки

Консультация для родителей «Геометрические головоломки, как часть познавательного развития детей дошкольного возраста»

Наталья Гордиевская
Консультация для родителей «Геометрические головоломки, как часть познавательного развития детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Недавно с детьми подготовительной группы принимали, в феврале месяце, участие в креативно - математическом марафоне "Внуки Пифагора". Насыщенно и увлекательно пролетели две недели. Здорово было вместе с ребятами играть, двигаться, вспоминать, узнавать что-то новое, доставать уже забытое. Работа была очень интересной и увлекательной. Дети с большим рвением включились в работу. В первую очередь они познакомились с Пифагором, его биографией и его работами. Вместе с Пифагором выполняли игры на внимание, которые прошли в виде соревнований. Изготавливали игрушку тауматроп, от которой дети не смогли оторваться. Вместе с детьми изготовили дидактическую игру "Волшебные часы". Вспомнили с детьми головоломки "Танграм" и "Пентамино". Работа с геометрическими головоломками очень увлекла детей. Они с интересом выкладывали фигуры животных, предметы, человека. Поэтому я решила напомнить родителям об этой замечательной игре.

Публикация «Консультация для родителей „Геометрические головоломки, как часть познавательного развития детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

Разработала: воспитатель первой категории МБОУ "НШ-ДС№24" село Чкаловское

Гордиевская Н. В. февраль 2022год

Консультация для родителей

Геометрические головоломки, как часть познавательного развития детей дошкольного возраста.

От простого к сложному - таков принцип всякого обучения, а тем более обучения математике. Форма - одно из математических понятий. Представление о форме предмета наиболее легко приобретается ребенком в то время, когда он складывает части в целое. Для ребенка - это настоящая головоломка. Несколько столетий назад, когда не было компьютерных игр, а настольные не отличались большим разнообразием, одним из популярных развлечений у детей и взрослых были головоломки.

Игры – головоломки способствуют успешной подготовке детей к школе. Это игры, заставляющие думать, предоставляющие возможность проверить и развить свои способности. Участие дошкольников в таких играх способствует их самоутверждению, развивает настойчивость, стремление к успеху и различные мотивационные качества. В таких играх совершенствуется логическое мышление, включая действия по планированию, прогнозированию, взвешиванию шансов на успех, выбору альтернатив. При решении головоломок необходимо проявлять такие качества как смекалка, сообразительность, внимательность. Очень часто при решении головоломок нужна хорошая зрительная память. Одним словом, головоломка — непростая задача, для решения которой, как правило, требуется сообразительность, а не специальные знания высокого уровня.

Геометрические головоломки являются отличным развивающим пособием для детей. Играя в головоломки, ребёнок развивает комбинаторные способности, целостное восприятие, произвольность действий, воображение; они помогают изучать геометрические фигуры, дают ребенку понятие о форме, размере (в том числе в сравнении) предметов; развивают мелкую моторику пальцев, которая влияет на интеллектуальные способности человек; реализуют творческий потенциал детей.

Головоломки считаются одними из самых старейших игр на земле, имеющие тысячелетнюю историю. Склонность к геометрическим загадкам имели люди самых разных эпох и национальностей. Разрезать простую геометрическую фигуру (квадрат, ромб, круг, прямоугольник) на множество частей таким образом, чтобы собрать ее вновь. Это оказалось делом довольно сложным и увлекательным. Только немногие из этих головоломок дошли до наших дней. Проверку временем прошли лишь наиболее интересные и удачные варианты. И сегодня у наших детей есть возможность освоить этот мировой опыт разных культур.

Среди самых древних головоломок можно назвать китайский Танграм и Пентамино.

Суть мировых головоломок заключается в конструировании на плоскости разнообразных предметных силуэтов. Многообразие и различная степень сложности геометрических конструкторов позволяют учитывать возрастные особенности детей, их склонности, индивидуальные возможности, уровень подготовки. Игры представляют собой различные геометрические фигуры, разделенные на части, из которых выкладывается плоскостное силуэтное изображение. Оно выглядит условным, схематичным, но образ легко угадывается по основным характерным признакам предмета - строению, пропорциональному соотношению частей, форме. Кроме предметных силуэтов, игры позволяют создавать абстрактные изображения разнообразной конфигурации, узоры, геометрические фигуры.

Каждая головоломка по своему уникальна и позволяет выкладывать определенные классы фигур:

1. Танграм: человек, животные, предметы.

10. Пентамино: предметы домашнего обихода, транспорт, животные, человек.

Теперь самое время разобраться, что сложнее, что легче и для какого возраста подходит.

" Танграм: что это и откуда

Танграм — это известная, любимая во всем мире головоломка-конструктор, суть игры — собрать из танов определенные изображения по схеме, учитывая установленные правила. Это древняя китайская игра - квадрат, разделённый на 7 геометрических фигур.

Суть игры заключается в том, чтобы на плоскости из семи частей квадрата создать самые разнообразные фигуры, силуэты предметов по образцу или замыслу. Условий всего три:

• каждое изображение должно состоять из полного набора элементов (7 шт.);

• кусочки должны примыкать один к другому;

• фрагменты запрещено накладывать друг на друга.

Есть мнение, что название головоломки состоит из двух слов: «тань» — китаец, и «грамм» — буква, хотя многие переводят название как «семь дощечек мастерства». Возникновение этой игры окутано легендами. Согласно одной из них, головоломку создал 4 тысячи лет назад китайский мудрец Тан, проиллюстрировав с ее помощью процесс сотворения мира и развитие жизни на Земле. Для этого он создал 7000 картинок.

Существует несколько легенд возникновения этой игры.

Легенда об игре. Почти две с половиной тысячи лет тому назад у немолодого императора Китая родился долгожданный сын и наследник. Шли годы. Мальчик рос здоровым и сообразительным, не полетам. Одно беспокоило старого императора: его сын, будущий властелин огромной страны, не хотел учиться. Мальчику доставляло большее удовольствие целый день забавляться игрушками. Император призвал к себе трех мудрецов один из которых был известен как математик, другой прославился, как художник, а третий был знаменитым философом, и повелел им придумать игру, забавляясь которой, его сын постиг бы начало математики, научился смотреть на окружающий мир пристальными глазами художника, стал бы терпеливым, как истинный философ, и понял бы, что зачастую сложные вещи состоят из простых вещей. Три мудреца придумали "Ши-Чао-Тю"- квадрат, разрезанный на семь частей. В Китае эта игра так и называется.

Это занятие оказалось настолько увлекательным, что впоследствии квадрат, составленный из семи геометрических фигур, назвали Доской Мудрости.

Говорят, что танграм был любимой игрой Наполеона, который, лишившись трона, в изгнании проводил долгие часы за этой забавой, «упражняя свое терпение и находчивость».

Обращение к истории возникновения танграма позволяет заметить тот факт, что весьма уважаемые и умные люди относили такую совсем простую с виду игру к достойному самого пристального внимания способу развития интеллекта.

Семь частей в танграме есть

Можно все их перечесть.

Мы из тех семи частей

Сложим множество затей:

И собаку, и козу,

Зайца, курицу, лису,

И вообще любых зверей-

Только думай поскорей!

Танграм состоит: 5 прямоугольных треугольников •2 маленьких (с гипотенузой, и катетами) •1 средний (гипотенуза и катеты) •2 больших (гипотенуза и катеты) 1 квадрат 1 параллелограмм (со сторонами и углами)

Танграм полезен детям любого возраста : от дошкольников до старшеклассников. Эта, казалось бы, незамысловатая игрушка, оказывает мощное воздействие на развитие психики. «Магия» объясняется тем, что для решения задачи используется одновременно оба полушария мозга, одно из которых отвечает за воображение, а другое — за логическое мышление. Перебирая элементы, дети тренируют мелкую моторику, а значит, координацию движений, речь, внимание, память, восприятие и усидчивость. Все эти навыки помогут им лучше учиться в школе и меньше при этом уставать.

В процессе игры малыши быстро усваивают названия цвета и начинают распознавать геометрические фигуры. Приходит понимание, что любая форма может раскладываться на мелкие составные части, разные по размеру и конфигурации. Дети дошкольного возраста, размышляя, как сложить фигуру, незаметно для себя усваивают понятия «больше -меньше», «верх-низ», «право-лево» и т. д.

Благодаря простоте игры, ею можно начинать заниматься достаточно рано. Уже в 4 года малыши смогут собирать элементарные фигурки (дом, рыбку, кота, поэтапно переходя к более сложным заданиям и удивляя окружающих своими комбинаторными способностями.

Пентамино - очень популярная логическая игра и головоломка одновременно.

Запатентовал головоломку “Pentomino” Соломон Вольф Голомб, житель Балтимора, математик и инженер, профессор университета Южная Калифорния. Игра состоит из 12 плоских фигур, каждая из которых состоит из пяти одинаковых квадратов, соединённых между собой сторонами, отсюда и название. Существуют еще версия головоломок Тетрамино, состоящие из четырех квадратов, от этой игры и произошел известный Тетрис.

Пентамино (от др. -греч. пять, и домино) — пятиклеточные полимино, то есть плоские фигуры, каждая из которых состоит из пяти одинаковых квадратов, соединённых между собой сторонами («ходом ладьи»). Этим же словом иногда называют головоломку, в которой такие фигуры требуется укладывать в прямоугольник или другие формы.

Всего существуют 12 элементов пентамино, обозначаемых латинскими буквами, форму которых они напоминают. При решении задач и головоломок фигурки можно вертеть и переворачивать, поэтому при изготовлении игры своими руками элементы делайте двухсторонними.

В 70-е годы прошлого века в нашей стране был пик популярности этой игры. Тогда же выяснили, что впервые вариант этой игры под названием «12 по 5» придумал Н. Д. Сергиевский еще в 1935 году, а в 1951 эта игра участвовала во Всесоюзном конкурсе детской игрушки. Игра стала активно набирать популярность,

Суть пентамино заключается в конструировании на плоскости разнообразных предметных силуэтов. В результате получается плоскостное силуэтное изображение. Оно условно, схематично, но образ легко угадывается по основным характерным признакам предмета, его строению, пропорциональному соотношению частей и форме. Имеется комплект элементов, из которых можно сложить только определенные плоскостные силуэты. Разработаны различные схемы изображений. В качестве образцов используются изображения реальных предметов, силуэтное изображение которых можно воссоздать из набора геометрических фигур той или иной формы. Пентамино позволяет создавать аб страктные изображения разнообразной конфигурации, узоры, геометрические фигуры.

Пентамино — одна из самых популярных мировых головоломок. Игра на все времена – от пяти до ста пяти лет, поэтому стоит обязательно пополнить этой головоломкой свою игротеку

Публикации по теме:

«Интеллект-карта» как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста«Интеллект-карта» как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста Интеллектуальная карта -это уникальный и простой метод запоминания и систематизации информации, с помощью которого активизируется память.

Дидактическая игра «Бизиборд» как средство познавательного и речевого развития детей дошкольного возрастаДидактическая игра «Бизиборд» как средство познавательного и речевого развития детей дошкольного возраста Темой моего педагогического самообразования раз и навсегда была выбрана тема "Развитие речи детей дошкольного возраста через разнообразные.

Использование игровой технологии «Судоку» как средства познавательного развития детей дошкольного возрастаИспользование игровой технологии «Судоку» как средства познавательного развития детей дошкольного возраста Использование игровой технологии: «Судоку», как средство познавательного развития детей дошкольного возраста Зачем ребенку логика? Дело.

Консультация для родителей «Актуальность проектов как особой формы развития детей дошкольного возраста» Уважаемые родители! Всех вас волнует вопрос о том, как развивается ваш малыш, чему новому он научился, какими навыками овладел в дошкольный.

Консультация для родителей «Пальчиковые игры — эффективный способ развития речи детей дошкольного возраста» Пальчиковая гимнастика в стихах и пальчиковые игры не только влияют на развитие речи, но прелесть их еще и в том, что они мгновенно переключают.

Консультация для родителей «Поговорим о проблемах развития речи детей дошкольного возраста» Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном возрасте – одно из основных условий нормального развития малыша и в дальнейшем.

Консультация для родителей «Упражнения для развития мелкой моторики руки детей дошкольного возраста»Консультация для родителей «Упражнения для развития мелкой моторики руки детей дошкольного возраста» Упражнения для развития мелкой моторики руки детей дошкольного возраста. Игры с природным материалом. Он всегда доступен, не требует.

Консультация «Развитие познавательного интереса к математике у детей дошкольного возраста»Консультация «Развитие познавательного интереса к математике у детей дошкольного возраста» Дети - пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от рождения. Формирование у дошкольников познавательного.

Консультация для родителей и педагогов «Лепка как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста»Консультация для родителей и педагогов «Лепка как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста» Почему для детей так важно развитие мелкой моторики рук? В прошлом веке знаменитая Мария Монтессори заметила связь между развитием тонких.

Выступление на РМО «Посткроссинг как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста»Выступление на РМО «Посткроссинг как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста» Доброго времени суток, дорогие коллеги! Под конец года всегда забот невпроворот, а для тех, кто участвует в проекте "Посткроссинг" еще и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Геометрические головоломки, как часть познавательного развития детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 17 февраля 2022 в 08:15
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей «Геометрические головоломки, как часть познавательного развития детей дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Гордиевская (УИ 373073) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД