Ольга Сидорова
Консультация для родителей «Формирование элементарных математических представлений у детей 5–6 лет. Количество и счет»
▼ Скачать
«Формирование элементарных математических представлений у детей 5-6 лет».
Количество и счет.
В начале года идет закрепление сравнения двух групп предметов равных и неравных (больше или меньше на 1) по количеству в пределах пяти. Формируют понятие, как образуются числа 2, 3, 4, 5. Для того чтобы донести до сознания детей значение счета, можно давать задания на уравнивание групп. («Принеси столько чашек, сколько блюдец» и т. п.). Закрепляйте навык счета : счет ведут слева направо, указывая на предметы по порядку, согласовывая числительное с существительным в роде и числе, именовать итог счета. Если он легко справляется, не допускает и речевых ошибок, то предложите ребенку сосчитать предметы, молча, т. е. про себя.
Публикация «Консультация для родителей „Формирование элементарных математических представлений у детей 5–6 лет, Количество и счет“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Математика. Консультации для родителей
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Старшая группа
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Темочки
Далее обучаем счету до 10, а так же образованию чисел. Ребенок должен понять принцип получения каждого последующего числа из предыдущего и предыдущего из последующего (число – или+1, например 6 и 7. Упражняем в умении сопоставлять совокупности предметов разных размеров или занимающих разную площадь. Для этого используем способы сопоставления: наложения, приложения. Ребенок видит: в одной группе оказался лишний предмет, значит их больше, а в другой - одного предмета не хватило, значит, их меньше. Опираясь на наглядную основу, они сравнивают числа (значит 7<8, а 8>7). Попросите рассказать, как было получено каждое число, т. е. к какому числу предметов и сколько добавили или от какого числа предметов и сколько отняли. Если он затрудняется ответить, задайте наводящие вопросы: «Сколько было? Сколько добавили (убрали? Сколько стало?» Необходимо упражнять в отсчете сразу двух групп предметов разного вида. («Отсчитай 6 шишек и 7 каштанов»). Затем дайте задание расположить их в определенном месте, например в указанной части листа бумаги: вверху, внизу, слева, справа, посередине. Когда ребенок с легкостью выполнит это задание, усложните его: верхний правый угол, нижний левый угол и т. д. Но до этого потренируйте его в нахождении соответствующих частей листа бумаги. При этом он внимательно выслушивает задание, запоминает его, точно выполняет и рассказывает о том, что и как сделал. Вы помогаете ему с помощью вопросов: «Сколько шишек и где ты положил? Сколько каштанов и где ты положил? А теперь расскажи обо всем, что ты сделал!»
Хорошо если вы с ним поиграете в счет на ощупь : отсчитай с закрытыми глазами пуговицы, камешки и т. д. Или дайте задание присесть, подбросить мяч, подпрыгнуть столько раз, сколько карандашей на столе. Для ориентировки в пространстве предложите сделать 5 шагов вперед, повернуться направо, сделать еще 3 шага. Так же отсчет предметов связывают со счетом воспроизводимых звуков. Важно отражать в речи связь между количеством движений, звуков, предметов, воспринимаемых зрительно или на ощупь. «Я подбросил мяч 6 раз, потому что услышал 6 звуков» и т. д. Эти игры связывают с разностным сравнением чисел. «Назови, сколько пуговиц на рубашке, если я сделаю на 1 шаг больше» и т. п.
Когда детей мы познакомим со всеми числами до 10, им показываем, что для ответа на вопрос сколько? Не имеет значения, в каком направлении ведется счет. Предметы будут считать в разных направлениях: слева направо и справа налево; сверху вниз и снизу вверх. Позже, они станут отсчитывать игрушки стоящих: по кругу, в парах, неопределенной группой. Начинать считать можно с любого предмета и вести его в любом направлении, но при этом надо не пропустить ни один предмет и ни один не сосчитать дважды. Меняя задания, усложняя форму расположения предметов, мы закрепляем соответствующие представления и способы действия.
Каждый ребёнок стремится к познанию окружающего мира, давайте поможем ему и сделаем этот процесс интересным и увлекательным. Удачи Вам!