Светлана Зяблова
Консультация для родителей «Формирование структуры предложения у детей пяти лет»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Знакомство родителей с формированием структуры предложения у детей пяти лет.
Задачи:
1. Познакомить родителей с формированием структуры предложения у детей, предложенной А. Г. Арушановой.
2. Дать рекомендации родителям по организации совместного рассказывания, сочинительства.
Формирование структуры предложения в речи ребенка — спонтанный процесс. Никто не учит малыша, осваивающего родной язык, по моделям предложения. Уже в раннем детстве в процессе общения с матерью, во время опосредствованной словом предметной, игровой деятельности формируются основные структурные схемы предложения.
Публикация «Консультация для родителей „Формирование структуры предложения у детей пяти лет“» размещена в разделах
Условия, влияющие на освоение дошкольником структуры предложения, создаются в особых коммуникативных ситуациях: в ситуации игры-драматизации, в ситуации «письменной речи» и в ситуации устного рассказа, который разворачивается как совместно распределенная деятельность.
В ситуации игры-драматизации происходит как бы наглядное моделирование художественного текста через сцены (эпизоды) игры, происходит соотнесение слова и движения, действия, слова и мимики, жеста, взгляда. Происходит многократное восприятие текста. И все это создает благоприятные условия для заимствования форм и конструкций речи, понимания их и активизации. Аналогичное воздействие на речь имеют народные игры «Репка», «У медведя во бору», «Гуси-лебеди» и др., а также вечера загадок.
В средней группе хорошо инсценировать народные сказки «Гуси-лебеди», «Зимовье зверей», «Рукавичка», а также авторские сказки и рассказы «Поезд» Я. Тайца, «Кто сказал мяу?», «Под грибом» В. Сутеева, «Про глупого мышонка» С. Маршака и др.
Но следует заметить, что для переноса речевых умений, получаемых детьми в игре, в монологическую связную речь часто требуются определенные условия. Таким главным условием является включение в педагогический процесс ситуаций устного рассказа, в которых перед ребенком ставится цель оформить свои мысли в виде рассказа, при этом взрослый оказывает необходимую помощь, подсказывая сюжетные ходы, логические связки, а нередко и начало каждого предложения.
Другой ситуацией, благоприятной для формирования синтаксической структуры детских высказываний, является так называемая ситуация «письменной речи», в которой ребенок диктует свое сочинение, а взрослый его записывает. Письменная речь — речь контекстная.
При письме замедляется темп речи. Все это создает условия для того, чтобы ребенок более правильно оформлял свои высказывания. Это можно делать, составляя альбом детского творчества, а затем прочитать сочинение детям.
Чтобы у детей удерживался интерес, на начальных этапах взрослый сочиняет истории вместе с детьми, подсказывая начало фразы, развитие сюжета, новый персонаж; поначалу незаметно для детей редактирует их сочинения в процессе самодиктовки и записи, в дальнейшем дети сочиняют и редактируют истории сами, взрослый их только записывает. При такой методике составления рассказов совершенствуется связная речь детей и особенно синтаксическая структура предложений, активизируется ис-пользование простых предложений, имеющих разнообразное строение (построенных по разным структурным схемам, а также употребление сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.
Руководство детским рассказыванием в непосредственном общении должно быть неформальным.
Приведем пример совместного рассказывания.
— Давай придумаем с тобой историю о тех, кто живет в этом домике.
Показывается картинка с изображением сказочного домика.
— Как ты думаешь, кто в нем живет?
— Лягушка, что ли? (Увидел лягушку-путешественницу на обложке альбома для рассказов.)
— Ну, давай придумаем историю про лягушку. Жила-была в домике лягушка и. кто еще?
— Муравей.
— Как-то раз муравей и лягушка пошли.
Интонацией незавершенности взрослый приглашает ребенка к сотворчеству — продолжить и завершить высказывание.
— Искать пользу.
— Какая же польза у них? (Искреннее удивление.)
— У лягушки польза — вода, а у муравья — мед.
— Нашли они свою пользу?
— Нашли.
— И что же получилось?
— Чай с медом.
— Ну что ж, давай запишем эту историю в альбом. Замечательная сказка получилась. Ты ее продиктуй мне, а я запишу: «Жили-были.»
Так в совместном творчестве рождается сочинение. Это происходит не сразу. Нельзя все называть ребенку. Пусть он сам ищет. Путь от диалога (вопрос 0 ответ) к монологу лежит через совместный монолог: взрослый начинает фразу, а ребенок - завершает, ребенок продолжает - взрослый ждет, ребенок говорит - взрослый молчит, ребенок замолчал - взрослый подсказывает новый сюжетный ход. Через совместную деятельность, сотворчество ребенок приходит к овладению творческой продуктивной речевой деятельности.
Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей : Книга для воспитателей детского сада
. —— М. : Мозаика-Синтез, 1999. - с. 272.