Наталья Карпова
Консультация для родителей «Физкультура и логопедия»
▼ Скачать + Заказать документы
Ряд учёных и логопедов-практиков отмечают, что если выполнение двигательных заданий сопровождаются речью, то это значительно повышает эффективность занятий как по развитию моторики (общей, мелкой, артикуляционной и мимической, так и по развитию речи. Очень хорошие предпосылки для коррекции речевых нарушений дают такие методические приёмы, как озвучивание (или звукоподражание) и оречевление движений. Это когда, выполняя то или иное игровое движение, ребёнок издаёт определённые звуки, имитирующие изображаемый им образ: гудит, как паровоз; шумит, как ветер; рычит как тигр или собака; шипит, как гусь; свистит, как кипящий чайник и т. п. Данный подход нашёл очень широкое и многолетне применение в авторском педагогическом Центре Н. Н. Ефименко. Практически все занятия у него с детьми звучащие. Где же, как не на занятии по физической культуре, на фоне мышечной активности и положительного эмоционального фона, проявлять себя детям в плане звукоподражания! Иногда можно пожертвовать даже музыкальным сопровождением, чтобы дать возможность детям более свободно и полно звучать на физкультуре и слышать это звучание. Если упражнение безмолвное, выполняется в тишине или под строгий академический счёт (раз-два-три-четыре, то оно теряет что-то очень важное, что несёт в себе в плане развития личности. Кстати, обращает на себя внимание и тот факт, что большинству воспитателей и специалистов дошкольных учреждений как раз больше нравится тишина на занятии, чем его естественная шумливость, наполненная естественными звуками.
Публикация «Консультация для родителей „Физкультура и логопедия“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Консультации логопеда для родителей
- Работа инструкторов по физической культуре
- Работа логопеда. Логопедия
- Физическое воспитание. Консультации для родителей
- Темочки
Оречевление отличается от более простого озвучивания (комбинаций отдельно произносимого звука или звукосочетания) тем, что в нём применяются уже слова, словосочетания и предложения различной конструкции.
Если летящий в высоком небе можно озвучить при помощи одного протяжного звука «у-у-у», то уборку медвежонком берлоги при помощи веника, уже применяется слово «вжик-вжик-вжик». Или, например, когда отважные дети – «зайцы» крадутся по поляне и подбадривают себя приговорками типа: «Нам не страшен серый волк, серый волк, серый волк!» На таких занятиях дети учатся произносить звукоподражательные слова и фразы с различной интонацией.
Закрепляя изучаемый звук в различных вариантах (изолированное произношение звука в слогах, в словах, в предложениях, в чистоговорках и в текстах, разумно использовать сочетания звуков, слов, движения и мимики. Такой комплексный подход к «оживлению» воображаемого образа создаёт полноту восприятия и эффективно влияет на коррекцию речевого развития детей. Разрабатывая планы занятий по исправлению недостатков звукопроизношения и по закреплению изучаемого звука в лексической теме, используются игровые «звуки-образы». На основе этих образов составляется сценарии-сказки занятий. Например, во время изучения и закрепления звука [С] в игровых, в сказочных сюжетах используют такие образы : «Качаем носом колесо», слушаем, как «Шипит сердитый гусь», как «Сдувается воздушный шарик», «Дуем вместе с холодным ветром», «Поём песенку водички» и др.
Во время автоматизации звука [С’] обыгрываются такие образы: «Маленький насосик», «спили сосенку» ( пила пилит и мягко свистит :с’-с’-с’)
Для автоматизации звуков[ З] и [З’] составляем сказку «Про комара, Пчелу, Пилу и Комарика» …Большой комар летит и звонко звенит своим твё рдым голосом: З-з-з-, маленький комаришко летит и мягким голосом звенит : з’-з’-з’)
Во время закрепления звука [Ш] на занятиях присутствуют: «Змея», «Песенка ветра», «Морской прибой», «Шум деревьев», «Песенка ручейка», «Воздушный шарик», «Спящая кукла», «Останавливающийся поезд» и д. р.
Во время закрепления звука [Ж], дети вместе с пчёлками собирают мёд, жужжат, как майский жук, отправляются в путешествие на самолёте.
А «Кузнечик- музыкант», «Крымские цикады» и «Весёлый паровозик» умеют петь звук [Ч].
Для постановки очень сложного звука [Р] обычно требуется много времени, терпения, и здесь совсем не обойтись без двигательно-игровых образов. Сначала с помощью зеркала, в статическом положении, а затем в движении дети тренируются в выполнении упражнений «артикуляционной гимнастики» : «Вкусное варенье», «Побелим потолочек», «Попрыгунчик – язычок», «Жабка – попрыгушка», «Зайка – попрыгайка», «Лошадки», «Остановим лошадку», «Кучер», «Грибок», «Автогонки»;
Д-д-д: «Барабан», «Дятел», «Поезд стучит колёсами», «Индюк гогочет»;
Т-т-т: «Стук в двери», «Дождик бьёт в окно», «Рассыпались бусинки», «Пулемёт», «Белочка стучит шишкой», «Зайчик стучит морковкой по пеньку»;
Чередование упражнений: т-т-т, д-д-д: «Постучим тихонько: т-т-т…», а теперь – громко, потому что нас не услышали: - д-д-д….
Затем отрабатываем вибрацию звука [Р] в звукосочетаниях тр-р-р… и др-р-р… : «полё т майского жука:, тр-р-р, «Над речкой жужжит стрекоза» : тр-р-р; «Мотоцикл» : др-р-р; «Котик-Мурлыка» : др-р-р; «Вертолёт» : тр-р-р, др-р-р; «Трактор» : тр-р-р, др-р-р; «Машина» : тр-р-р,др-р-р; «Заведи мотоцикл» : тр-р-р; «Тигр» : р-р-р; «Сердитый Барс» : р-р-р; «Рёв мотора» : р-р-р; «Рычание волка» : р-р-р; «Заведи мотор большого самолёта» : р-р-р…и др.
Такие «ожившие» образы широко используются Н. Н. Ефименко и в занятиях дифференциацию (различие) звуков.