Юлия Попова
Тематический тренинг с использованием технологии АМО «Логопедия для родителей — учимся исправлять свистящие звуки»
▼ Скачать + Заказать документы
Авторы: Попова Юлия Николаевна, учитель-логопед МБДОУ «Кораблик»
Кузнецова Наталья Александровна, учитель-логопед МБДОУ «Гномик»
Город Костомукша Республика Карелия
Актуальность выбранной темы:
1) в нашем городе в дошкольных учреждениях выявлено большое количество детей 5-7 летнего возраста с проблемами в произношении свистящих звуков;
2) в условиях детских садов существуют определенные трудности: на логопункт ДОУ дети, как правило, попадают только в подготовительной группе, ранняя логопедическая помощь отсутствует, осуществляется только в форме консультаций для родителей;
Публикация «Тематический тренинг с использованием технологии АМО „Логопедия для родителей — учимся исправлять свистящие звуки“» размещена в разделах
- Консультации логопеда для родителей
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2015
3) поступали многочисленные обращения родителей к учителям-логопедам ДОУ с просьбой дать рекомендации по преодолению дефектов произношения в домашних условиях.
Цель: познакомить родителей с нарушениями произношения в группе свистящих звуков (С-Сь, З-Зь, Ц) и с простейшими приемами их исправления с помощью активных методов обучения.
Оборудование: бейджи с именами участников, в центре столов по одному цветочку с лепестками разного цвета (3-4 цвета, в зависимости от количества участников); листы с заданиями для АМ погружения в тему; 2 флипчарта, шарики с картинками, магниты; ноутбук, медиапроектор и экран; ватные палочки, одноразовые шпатели, трубочки от сока, спички или зубочистки с тупыми концами, вата, большое зеркало или индивидуальные зеркала; мяч; лист ватмана, закрепленный на доске или флипчарте, на котором нарисован большой круг со звуками С З Ц в центре.
Ход тренинга:
Добрый вечер, уважаемые родители и коллеги! Спасибо, что нашли время и пришли на нашу встречу. Вы часто бываете в детском саду, и, наблюдая за детьми, видите, что ребенок постоянно включен в игровую деятельность, сотрудничает со взрослыми и сверстниками. Игра дает возможность интересным и естественным путем обучать ребенка. Учитывая это, наше сотрудничество сегодня будет построено на игровом взаимодействии. Мы будем выполнять специальные упражнения, играть в игры со словами, звуками, «пропустим их через себя», чтобы вы осознанно, умело использовали их для исправления недостатков произношения. Сегодня здесь собрались родители из разных групп нашего детского сада и из других детских садов. Чтобы наше общение было непринужденным и приятным, давайте познакомимся и поприветствуем друг друга. Сделаем мы это при помощи игры «Узнай, чье имя».
Активный метод (АМ) "Узнай, чье имя"
Модератор (ведущий) предлагает каждому участнику по очереди взять бейдж (они лежат на маленьком столе в середине круга) и прочитать написанное на нем имя:
Все, кто стоит в кругу, должны только взглядом показать, что это имя – его имя. Отдайте бейдж тому участнику, который, по вашему мнению, носит это имя.
После знакомства, все участники делятся на команды по цветам бейджа, (3-4 группы).
Давайте уточним с помощью игровых заданий, каким звукам речи мы сегодня уделим внимание.
АМ погружение в тему «Играем со звуками»
Перед участниками на разных столах лежат различные задания по исправлению свистящих звуков: упражнения, распечатанные на листах, и книга «Логопедические пазлы», раскрытая на определенной странице таким образом, чтобы родители не видели названия книги.
Предлагаем вам выполнить задания на печатных листах, которые вы найдете на ваших столах:
1 стол - «Логопедические пазлы» (звук З)
2стол – «Реши кроссворд» (звук Ц)
3 стол – «Доскажи слово в рифму» (звук ЗЬ)
4 стол – «Что забыл нарисовать художник» (звук С)
Включается презентация слайд 1 «Логопедия для родителей»
Выполняя игровые задания, какие звуки вы чаще всего выделяли и произносили? (с,сь,з,зь,ц). Эти звуки входят в группу свистящих звуков и их произношение часто бывает нарушено у детей разного возраста.
Вы выяснили, что сегодня мы будем говорить о недостатках произношения свистящих звуков (с,сь,з,зь,ц) и способах исправления этих недостатков.
Слайд 2 «Цель тренинга"
АМ ожиданий «Запусти шарик»
Перед вами на подносах лежат шарики с картинками. Выберите шарик, напишите на нем, что вы ожидаете от нашей встречи. Определите, какой из свистящих звуков имеется в названии предмета на вашем шарике, поместите шарик у соответствующей буквы. Выскажите свои ожидания.
АМ интерактивная лекция «Презентация»
(см. приложение)
Слайд 3 Развитие произносительной стороны речи в онтогенезе
Слайд 4 Причины возникновения нарушений произносительной стороны
Слайд 5 Правильная артикуляция звуков С и З.
Слайд 6-10 Формы нарушения свистящих звуков
Слайд 11 Пример фразы на слайде – каждая команда должна попробовать воспроизвести фразу, демонстрируя определенное искаженное произношение (межзубное, призубное, парасигматизм, губно-зубное)
Слайд 12 Этапы исправления нарушений произношения свистящих звуков (подготовка речеслухового и речедвигательного анализаторов к правильному восприятию и воспроизведению звука).
Работа по этим направлениям идет одновременно.
Слайд 13 Развитие фонематического слуха
Одним из видов работы является развитие у ребенка умения улавливать разницу между правильным и искаженным звуком, умение слышать и выделять звук среди других звуков.
АМ «Звуки, я вас различаю»
(Упражнения для развития умения различать правильное и искаженное произношение звука, выделение звука из ряда других звуков).
Слайд 14 Правильная артикуляция звуков С,З.
Упражнения подбираются исходя из правильной артикуляции звука.
Слайд 15 Артикуляционные и дыхательные упражнения
Работа по постановке звука начинается с артикуляционной гимнастики. Это комплекс специальных упражнений на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности, дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.
Предлагаем посмотреть, как выполняются упражнения, которые помогут вам подготовить ребенка к правильному произношению свистящих звуков.
АМ проработки материала «Шустрые язычки»
Практический показ работы, выполнение упражнений всеми участниками перед зеркалами.
Е. Ф. архипова: |
«Забор» - перед зеркалом просим ребенка максимально растянуть губы (улыбнуться, показать верхние и нижние зубы. Верхние зубы должны находиться напротив нижних. Необходимо проверить наличие расстояния между ними (1 мм). Следить, чтобы ребенок не морщил нос. Удержать под счет до 5.
«Окно» - из положения «Забор» медленно открывать рот. Зубы должны быть видны. Удержать под счет до 5. «Мост» - из положения «Забор» выполнить упражнение «Окно». Расположить язык за нижними резцами плоско. Удержать под счет до 5. Это упражнение очень значимо. Если ребенок выполнит правильно и удержит эту позу перед зеркалом длительно, то это сигнал к тому, что свистящие звуки будут поставлены очень быстро. Если не получается, то нужно погладить язык шпателем, похлопать по нему для расслабления мышц языка, пассивно шпателем удержать язык распластанным. |
АМ "Веселый ветерок"
Произнесение свистящих звуков требует направленной воздушной струи. Дыхательные упражнения выполняются дозированно, 3-4 раза, выдох должен быть длительным и плавным, без надувания щек и поднимания плеч (показ).
«Холодный ветерок» - распластать язык между зубами, пытаться дуть, направляя холодную воздушную струю далеко вперед на ладошку, чувствуя на ладошке холодный воздух. Если желобок недостаточно выражен, то можно оформить его зубочисткой, слегка надавить на серединку языка спичкой. Должен появиться свист, похожий на звук «С». Кисть под подбородком. Ощутить холодную струю воздуха.
«Сдуй пушинку» - сдуть ватку с ладошки через язык.
Слайд 16 Постановка (вызывание) звука.
При вызывании звука не рекомендуется называть звук, лучше связать его с каким-либо образом (Например, звук «С» - это водичка льется, насос работает; звук З – комарик звенит, Ц – кузнечик стрекочет.) Объясняем ребенку, что нужно спрятать кончик языка в «ямку» за нижними зубами, сделать «заборчик» зубками, и подуть на язычок как «холодный ветерок». Очень хорошо, если звук получился сразу, можно постепенно от изолированного звучания переходить к слогам – например, пробуем вместе спеть «песенки насосика» - протягиваем звук «С» длительно и переходим к гласному или наоборот: «СССС-А», «А – СССС» (у некоторых детей звук вызывается лучше в обратном слоге, а у некоторых в прямом).
Показ приемов постановки от межзубного и зазубного положения языка (в зависимости от вида нарушения).
Слайд 17 Автоматизация звука
Если вы самостоятельно решили исправлять свистящие звуки у своего ребенка и сомневаетесь,правильно ли он произносит звук, тогда лучше обратиться к своему логопеду и проконсультироваться, можно ли переходить к автоматизации звука.
В случае, когда достигнуто правильное произношение изолированного звука, можно обратиться к логопедическим тетрадям, где даются игровые приемы для его автоматизации в определенной последовательности. Предлагаем посмотреть несколько логопедических тетрадей и книг по автоматизации свистящих звуков.
АМ релаксация «Игра с мячом».
Участникам предлагается встать в круг друг за другом, под музыку передавать мяч. Как только музыка прекратилась, участник, оставшийся с мячом, придумывает слово или фразу со звуками С,З, Ц.
АМ «Блиц- конференция»
Ответы на вопросы родителей, возникшие в ходе тренинга
АМ рефлексия «Ближе к цели»
Наше занятие подходит к концу. Давайте определимся, насколько мы приблизились к достижению цели. Нужно поставить точки в определенных местах круга на флипчарте:
1) если для вас верно выражение: «Смогу и буду использовать игры и упражнения для занятий с ребенком» - ближе к центру.
2) если для вас верно выражение: «Буду испытывать затруднения при занятиях с ребенком» - чуть дальше от центра.
3) если для вас верно выражение: «Не смогу помочь своему ребенку» - ближе к контуру (краю) круга.
Желаем успеха, спасибо за сотрудничество! Предлагаем вам памятки, которыми вы можете воспользоваться при занятиях с ребенком.
Список использованной литературы:
1. Копилочка активных методов обучения
http://moi-universitet.ru/ebooks/kamo/kamo
2. С. Н. Батяева, серия «Говорим правильно», Логопедические пазлы, М, Росмен – пресс», 2012
3. Ю. Б. Жихарева-Норкина, Домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми, выпуск 5,6 (звуки С-СЬ, З-ЗЬ,Ц, М, Владос, 2010
4. С. П. Цуканова, Л. Л. Бетц, "Я учусь говорить и читать. Альбом 3 для индивидуальной работы", М, Гном, 2012
5. Т. А. Ткаченко, Правильно произносим звуки С и Ш. Логопедический альбом, М, КнигоМир, 2014
6. Комарова Л. А. Серия «Альбом дошкольника», Автоматизация звука С (З, Ц) в игровых упражнениях. М. : Гном, 2013 г.
7. Баскакина И. В., Лынская М. И. Серия «Популярная логопедия», Логопедические игры. «Свистелочка», «Звенелочка», «Цоколочка», М. : Айрис-Пресс, 2013 г.