Галия Саттарова
Консультация для родителей «Дидактические игры для развития речи ребёнка»
▼ Скачать + Заказать документы
«Дидактические игры, способствующие развитию речи ребёнка»
Существует большое разнообразие дидактических игр и упражнений по развитию речи, которые можно использовать по дороге в детский сад, на прогулке или перед сном ребенка. Играя с ребёнком, вы не только способствуете развитию правильной грамотной речи, пополняете словарный запас ребёнка, но и укрепляете дружеские доверительные отношения со своим ребёнком.
Темочки:
- Дидактические игры для детей. ВСЕ игры
- Дидактические игры. Проекты
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации для родителей
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
«Что звучит?» Цель: способствовать развитию фонематического слуха ребёнка.
Для игры подойдут различные предметы, производящие характерные звуки (бумага, кубик, крупа, металлические предметы и т. д.) Сначала надо познакомить ребёнка с предметами, а также какие эти предметы производят звуки. Затем ребёнок закрывает глаза, а взрослый поочерёдно берёт предметы и производит шумы. Ребёнок должен догадаться, что это за предмет и назвать его, не открывая глаз. Можно бросать ложку, мяч на пол, рвать бумагу, ударять предметом о предмет, перелистывать книгу и т. д. За каждый правильный ответ можно вручить ребёнку фишку, наклейку.
«Собираем бусы – гирлянды из слов» Цель: пополнить словарь прилагательных.
В этой игре необходимо подобрать слова: существительные, прилагательные, которые объединены каким – то признаком. С помощью взрослого ребёнок собирает цепочку слов, которые логически соединены вопросами – переходами. Говоря слова, на верёвочку, шнурок нанизывайте с ребёнком бусинки, пуговицы, макароны, что поможет и развивать мелкую моторику и запоминать слова.
Например, исходное слово «кошка». Вы задаёте вопрос: Кошка бывает какая?
Пушистая, ласковая, разноцветная. Что еще бывает разноцветным?
Радуга, платье, телевизор. Каким еще может быть платье?
Шелковым, новым, прямым. Что еще может быть прямым?
Линия, дорога, взгляд. и т. д.
«Дополни предложение» Цель: расширение словаря прилагательных, глаголов.
Главное правило игры - к определенному слову добавлять еще одно, дальше к получившемуся словосочетанию — еще одно слово и т. д. Каждый раз нужно повторять фразу целиком. Слова можно добавлять не только к концу фразы, но и в начало, и в середину фразы; но помнить, чтобы общий смысл сохранялся и добавлялся деталями.
Например, исходное слово «солнце».
светило солнце;
ярко светило солнце;
на небе ярко светило солнце;
на небе ярко светило весеннее солнце;
на небе ярко светило и блестело солнце;
на небе ярко светило и играло лучами весеннее солнце;
на небе ярко светило и играло золотыми лучами весеннее солнце;
на голубом небе ярко светило и играло золотыми лучами весеннее солнце;
на голубом небе ярко светило и играло своими золотыми лучами весеннее солнце;
на голубом небе ярко светило и играло своими золотыми лучами ласковое весеннее солнце.
Можно также нанизывать подходящие предметы на веревочку.
«Похожие слова». Цель: расширение словаря синонимов, развитие умения определять схожие по смыслу слова. Взрослый называет ребёнку ряд слов и просит определить, какие два из них похожи по смыслу и почему. Объясняет ребёнку, что похожие слова - это слова - приятели. А называют их так, потому что они похожи по смыслу.
Приятель - друг - враг;
Грусть - радость - печаль;
Еда - очистки - пища;
Труд - завод - работа;
Танец - пляска - песня;
Бежать - мчаться - идти;
Думать - хотеть - размышлять;
Шагать - сидеть - ступать;
Слушать - глядеть - смотреть;
Трусливый - тихий - пугливый;
Старый - мудрый - умный;
Бестолковый - маленький - глупый;
Смешной - большой - огромный.
«Два приятеля»Цель: развитие словаря синонимов.
Придумай слова - приятели к данным словам: крошечный - (маленький, смелый - (храбрый, прекрасный - (красивый, пушистый – (мягкий, твёрдый - (крепкий, прочный).
«Семейная олимпиада». Цель: развитие словаря признаков; развитие словаря глаголов.
Играем всей семьёй. Загадываем любое слово, обозначающее предмет. Каждый из играющих должен подобрать к нему как можно больше слов - признаков, отвечающих на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?». Например, снег (какой) – белый, пушистый, мягкий, липкий, мокрый, рыхлый, колючий, лёгкий, рассыпчатый, хрупкий, холодный … Побеждает тот, кто назовет последним слово-признак. Загадываем любое слово, обозначающее действие (что делает). Например, снег (что делает) – падает, ложится, идёт, кружится, летит, сверкает, переливается, блестит, хрустит, тает, прилипает…
«Два брата», «Гном и великан»Цель: развитие словообразования при помощи суффиксов -ИЩ-, -ИК-.
Для этой игры подберите картинки двух разных человечков, например, гномика и великана.
Предложите ребёнку послушать историю о двух братьях, гнома и великана.
Жили-были два брата. Одного звали Ик, он был низкого роста и худенький, маленький как гномик. А другого звали Ищ, он был толстый и высокий, как великан. У каждого из братьев было своё жилище. У Ика был маленький кукольный домик, а у Ища - большой домище, высокая гора, пещера. У Ика был носик, а у Ища - носище. У Ика были пальчики, а у Ища - пальчища.
Предлагаем ребёнку подумать, что могло бы быть у каждого из братьев в их облике, доме. Если ребёнок затрудняется, можно продолжить дальше, называя предмет только одного из братьев.
Глазик - глазище; ротик - ротище; зубик - зубище; котик - котище; кустик - кустище; шарфик - шарфище; ножик - ножище; коврик - коврище; слоник - слонище.
«Выбери правильное слово». Цель: развитие мышления, речевого внимания. Из предложенных слов, обозначающих признаки предмета, предложите ребёнку выбрать одно, наиболее подходящее по смыслу.
Подумай и скажи, какое слово подходит больше других?
Весной дует … (жаркий, теплый, знойный) ветер.
На лугу распустились … (зеленые, синие, красные) маки.
Мама взяла в лес … (сумку, пакет, корзинку).
Дед Мороз приходит в гости (осенью, весной, зимой).
Собака живет… (в лесу, в конуре, в берлоге).
Поезд едет по (дороге, воде, рельсам).
«Скажи наоборот». Цель: расширение словаря антонимов. Для игры понадобится мяч, клубок ниток. Произнесите слово и бросьте ребёнку мяч. Ребёнок называет противоположное по значению слово и возвращает мяч. Сейчас мы превратимся с тобой в упрямцев, которые делают всё наоборот. Я бросаю тебя мяч и называю слово, а ты говоришь наоборот. Например: темно, а наоборот - светло.
ДРУГ … ВРАГ
ДЕНЬ … НОЧЬ
РАДОСТЬ … ГРУСТЬ (ПЕЧАЛЬ)
ЖАРА … ХОЛОД
ЗЛО … ДОБРО
ПРАВДА … ЛОЖЬ
ТЯЖЕЛО … ЛЕГКО
ВЫСОКО … НИЗКО
ТРУДНО … ЛЕГКО
ТИХО …ГРОМКО
НАВЕРХУ…ВНИЗУ
БЫСТРО … МЕДЛЕННО
ГОВОРИТЬ … МОЛЧАТЬ
ПОКУПАТЬ … ПРОДАВАТЬ
ПОДНИМАТЬ … ОПУСКАТЬ
БРОСАТЬ … ПОДНИМАТЬ
ПРЯТАТЬ … ИСКАТЬ
Литература
1. Максаков А. И., Тумакова Г. Т. «Учите, играя» - М. : Просвещение, 1983.
2. Тумакова Г. А. «Ознакомление дошкольника со звучащим словом» П/ред. Сохина Ф. А. - М. : Просвещение, 1991.
3. Швайко Г. С. «Игры игровые упражнения для развития речи» - М. : Просвещение, 1988.
4. Лопухина И. В. Логопедия. «550 занимательных игр и упражнений для развития речи детей» - М. : Аквариум, 1995