Елена Деткина
Консультация для родителей «Дидактическая игра как средство обучения ребенка»
Игра - основная деятельность дошкольника, в результате которой формируется его личность. Игра помогает ребенку познакомиться со многими свойствами и качествами окружающих его предметов, а также через игру можно знакомить с растениями, с домашними и дикими животными. В дошкольном возрасте игра становится в этом случае средством развития и воспитания, если построена на содержательном общении взрослых (родителей) с ребенком. Огромную роль играют дидактические игры. В игре развиваются восприятие и внимание ребенка. Красочные картинки и интересные задания помогут ему научиться самостоятельно сосредоточиться на интеллектуальных задачах, стать более усидчивым. Вместе с игрой ребенок научиться систематизировать информацию, сравнивать и обобщать предметы по разным признакам, познакомиться с числами, научится решать простые логические задачи.
Публикация «Консультация для родителей „Дидактическая игра как средство обучения ребенка“» размещена в разделах
Дидактические игры – это игры созданные взрослыми для развития способностей у детей. Игра – ведущая деятельность дошкольника, при которой формируется его личность. Игра позволяет ребенку познакомиться со многими свойствами и качествами окружающих его предметов, а также через игру можно знакомить с растениями, с домашними и дикими животными. В дошкольном возрасте игра становится в этом случае
средством развития и воспитания, если построена на
содержательном общении взрослых (родителей) с ребенком.
Очень важны дидактические (обучающие) игры. Сущность
дидактической игры заключается в том, что дети решают
умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой
форме, сами находят решения, преодолевая при этом определенные
трудности. Ребенок воспринимает умственную задачу, как игровую, это повышает его умственную активность.
Умственное воспитание в игре тесно связано с нравственным. Решение дидактической задачи игры требует от детей выдержки, самообладания, дисциплинированности. Многие игры имеют «запрещенные правила», которые ограничивают действия и
слова играющих. Например, в игре «Чего не стало?» требуется
закрыть глаза и не открывать их, пока не будет дан сигнал.
Добросовестное выполнение правил приучает к честности,
справедливости.
Сенсорное развитие ребенка в дидактической игре происходит в
неразрывной связи с развитием у него логического мышления и
умения выражать свои мысли в слове. Чтобы решить игровую
задачу, требуется сравнивать признаки предметов, устанавливать
сходство и различие, обобщать, делать выводы.
В играх с игрушками, разными предметами, с картинками,
природным материалом происходит накопление чувственного
опыта, вместе с тем помогают эстетическому воспитанию детей.
Увлечение игрой повышает способность к произвольному
вниманию, обостряет наблюдательность, помогает быстрому и
прочному запоминанию. Все это делает дидактическую игру важным средством для подготовки детей к школе.
Дидактические игры можно разделить на три вида:
Предметные – это игры с использованием различных
предметов природы (листья, семена, фрукты) «Вершки и корешки», «Путаница», «Узнай вкус».
В предметных играх уточняются, конкретизируются и
Обогащаются представления детей о свойствах и качествах объектов природы.
2. Настольно-печатные – это настольное лото, домино,
разрезные и парные картинки.
В этих играх уточняются, систематизируются и классифицируются
знания детей о растениях, животных, явлениях живой и неживой
природы.
3. Словесные – это игры со словами и содержанием, которых являются разнообразные знания, имеющиеся у детей.
Структурные составляющие дидактической игры :
- дидактическая задача;
- игровые действия;
- правила игры;
- результат.
В играх с взрослыми, и самостоятельно в игре ребенок
реализует опыт, который он накопил в детском саду.
Играя с ребенком, запомните, что не следует подавлять инициативу
ребенка, нужно играть с ним на равных, осторожно направляя его.
Играя вместе с ребенком, следите за своей речью. Ровный, спокойный, доброжелательный тон родителей вселяет в
ребенка уверенность, что его понимают, его мысли
разделяют, с ним хотят играть и играют.
4. Игры с прищепками – игры с прищепками и шнуровками способствуют развитию мелкой моторики, ведь в этих играх лучше всего задействованы пальчики. А активные и постоянные упражнения пальчиками – залог своевременного развития речи, мышления, внимания детей.