Светлана Соколова
Консультация для родителей «Дежурство по столовой»
▼ Скачать + Заказать документы
Дежурства имеют большое значение в воспитании детей. Дежурные всегда выполняют работу, имеющую значимость, необходимую для коллектива. Формирует желание потрудиться ради других, проявлять заботливое отношение к своим товарищам, воспитывать умение помогать взрослому, замечать, в чем необходима помощь. Дежурство по столовой формирует у детей нравственно- волевые качества и навыки, умение принимать цель и достигать результата.
Публикация «Консультация для родителей „Дежурство по столовой“» размещена в разделах
- Дежурство. Организация дежурства
- Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
Как же вводятся дежурства? В младшей группе в процессе выполнения первых поручений малыши овладели навыками, необходимыми для накрывания на стол. Это позволяет в начале учебного года вводить дежурство в столовой : ежедневно кто-либо из ребят накрывает на «свой» стол.
Введение дежурства необходимо представить детям так, чтобы вызвать у них интерес к предстоящему делу, желание выполнять обязанности дежурных. Такое разъяснение целесообразно провести на занятии. Например, воспитатель обращается к детям: «Ребята, хорошо, что вы научились накрывать на столы перед обедом вместе с Надеждой Павловной. Я думаю, что теперь вы сможете сами без нее справиться с этим делом. И я могу вам поручить самим заботиться о своих друзьях. Такое предложение, конечно, вызовет у ребят желание принять его. Тогда воспитатель разъясняет суть дежурства : «За каждым столом у нас будет назначаться по одному дежурному, который накрывает на стол. А завтра будет дежурить тот, кто сидит рядом с этим дежурным.
После этого воспитатель дает детям возможность поговорить о предстоящей работе дежурных. Затем продолжает: «А теперь я задам вам главный вопрос: скажите, приходилось вам когда-нибудь ждать обеда? Например, вы пришли с прогулки, вымыли руки, сели за стол, а он не накрыт, обед не стоит на столе у Надежды Павловны. Нет? Почему же так всегда получается?» Дети высказывают свои предположения. «Верно, потому что Надежда Павловна и повар очень заботливые, они знают свои обязанности и всегда их выполняют. Поэтому и вы, когда будете дежурить, должны помнить о том, что надо вовремя накрывать на стол, чтобы никому не приходилось ждать».
Дальше можно предложить детям посмотреть, как кто-либо из ребят накроет на стол : продемонстрирует знание последовательности действий, отношение к своей работе, умение не отвлекаться от выполнения задания.
Конечно, такого «одноразового» объяснения недостаточно, чтобы дети осознали суть дежурства. В начале года ребят привлекают внешние моменты: накрахмаленный белый фартучек, колпак. Но на протяжении учебного года воспитатель подчеркивает необходимость работы, используя конкретные поступки дежурных.
Например: «Садитесь за стол, ребята! Наши дежурные хорошо позаботились обо всех, ничего не забыли! Спасибо вам, наши помощники!» или: «Лида, как маме будет приятно узнать, что у нее растет такая старательная дочка!»
А воспользовавшись приходом бабушки в тот момент, когда ее внук накрывает на стол, педагог говорит: «Как ловко и старательно ваш Миша накрывает на стол! Он, наверное, и дома сможет вам помогать готовить стол к обеду? Скажите об этом папе, я думаю, ему будет приятно узнать, что его сын стал помощником маме».
Руководя работой дежурных, педагог учит их элементам самоконтроля: накрывая на стол, они могут действовать непоследовательно, не закончив одно из дел, переключаться на другое. Поэтому детей приходится возвращать к начатому делу, учить самостоятельно обнаруживать недостатки в своей работе. Чтобы не допускать «сухих» указаний, можно использовать литературные произведения. Например, воспитатель читает детям рассказ о том, как дежурили Саша и Алеша (из книги Н. Д. Калининой «Малыши») : «Стол накрыли, а ложки не положили». Детям понятна ошибка мальчиков, поэтому вопрос воспитателя «Что бы вы посоветовали этим дежурным?» вызывает активное обсуждение. Обобщая их высказывания, педагог заключает: «Верно. Очень важно проверять, все ли ты сделал правильно».
Если воспитатель обращается к дежурным как к своим помощникам, постоянно подчеркивает важность их дела для всей группы, благодарит за своевременное выполнение порученной работы, дети начинают понимать свои обязанности.