Наталья Круглова
Методика организации труда: дежурство по столовой
▼ Скачать + Заказать документы
Младшая группа
Дежурство по столовой проводится со 2 младшей группы.
· Задачи: помочь помощнику воспитателя накрыть на стол, за которым сидят он и его товарищи. Раздать ложки, поставить хлебницы, вазочки с салфетками.
· Перед тем, как ввести дежурство, педагог организует специальные занятия, на которых показывает и подробно объясняет все действия, привлекая детей к их выполнению.
· Во время дежурства воспитатель объясняет необходимость потрудиться, поощряет любую попытку ребёнка проявить самостоятельность.
Темочки:
· Напоминает об очерёдности в выполнении порученного дела:
Руководя работой дежурных, воспитатель закрепляет навыки раскладывания приборов: «Ложки нужно брать за ручку, по одной, класть с правой стороны от тарелки». Если даются вилки, то вилка лежит ближе к тарелке острыми концами вверх, а затем ложка выпуклой стороной вниз. Теперь на самую середину стола поставь хлебницу, чтобы всем было удобно доставать, а потом салфетки поставишь. Сначала надо одно дело закончить, а потом другое начинать». Не стоит постоянно ставить в пример одних и тех же детей и назначать их дежурными. К ним можно предъявить чуть повыше требования.
· По мере освоения детьми навыков, роль воспитателя в руководстве дежурными меняется. Первоначально он напоминает малышам приёмы работы, последовательность операций, помогает справиться с делом.
· Позднее взрослый ограничивается советом, общим напоминанием, контролем, одобрением.
· Важно, чтобы обязанности дежурных выполняли все воспитанники, а не только активные и умелые.
Средняя группа
Задачи:
-Формировать ответственное отношение за порученное дело.
-Воспитывать заботу друг о друге, желание оказать помощь пом. воспитателя, работать аккуратно и старательно.
-Уметь правильно сервировать стол.
· Ребёнок, дежурящий по столовой, должен самостоятельно разложить вилки, ножи и ложки; поставить хлебницы, вазочки с салфетками; раздавать второе блюдо; собрать посуду.
· Вазочки для салфеток и хлебницы на таком месте, чтобы детям было удобно самостоятельно брать их и убирать после использования.
· В средней группе ножи впервые появляются в сервировке стола, и навык обращения с ними ещё не сформирован.
· Объём работы в средней группе увеличивается: дети расставляют блюдечки, чашки с раздаточного стола на детские столы, наполняют вазочки салфетками, раскладывают приборы (ложки, вилки, ножи).
· В средней группе каждый дежурный обслуживает один стол.
Таким образом, дежурства повторяются часто, и поэтому дети быстрее и лучше осваивают необходимые навыки. Воспитателю необходимо учитывать индивидуальные особенности детей и уровень сформированности их трудовых навыков.
Детям средней группы о дежурстве ежедневно утром напоминает воспитатель.
Чтобы работать без спешки, дежурные должны первыми закончить игру или вернуться в группу после прогулки. В это время младший воспитатель уже протерла столы и поставила на каждый стол стопкой посуду.
Когда столы уже накрыты, и младший воспитатель начинает разливать первое блюдо, тарелки дежурных уже наполнены раньше других. Второе и третье блюдо они получают тоже раньше других. Таким образом, дежурные обычно первыми заканчивают обед, после чего могут приступить к выполнению своих обязанностей.
Когда основная часть детей ещё только начинает собирать игрушки, педагог напоминает дежурным об их обязанностях и посылает в группу.
Там их встречает помощник воспитателя (в это время она уже протёрла столы и поставила на каждый стол посуду стопкой).
Воспитатель и помощник воспитателя учат дежурных правильно раскладывать приборы.
Дежурные расставляют тарелки, каждую против стульчика, справа от них кладут ложки, на середину стола ставят стаканчик с салфетками. Чашки ставятся так, чтобы ручка была с правой стороны.
· Если на обед подаётся нож, то его кладут справа от тарелки лезвием к тарелке, рядом ложку, потом вилку для салата.
Вилка для второго лежит с левой стороны тарелки.
Маленькую ложечку – в блюдце или рядом с тарелкой параллельно краю стола, ручка ложки должна быть справа.
Дежурные убирают со стола хлебницы, стаканы с салфетками. Сметают крошки со стола, складывают скатерти, обращаясь за помощью к другому дежурному.
· Не следует перегружать дежурных такими обязанностями, которые каждый ребёнок должен выполнять сам, например, задвинуть стул, сложить тарелки стопкой, положить на место использованную салфетку.
· В конце учебного года дети обычно самостоятельно справляются с дежурством по столовой, и воспитатель ограничивается контролем и отдельными напоминаниями.
· Важно, чтобы дети дежурные не только выполняли свои обязанности, но и сами поели без спешки и перерывов. Поэтому, когда столы накрыты, дежурным наливают суп раньше других детей. Таким образом, дежурные обычно первыми заканчивают обед, после чего могут приступить к выполнению своих обязанностей.
Старшая и подготовительная группы.
Дежурство по столовой в старших группах постепенно усложняется как по содержанию труда, так и по форме объединения детей, по требованию к самостоятельности и самоорганизации в работе.
· Задачи: формирование у детей ответственности за порученное дело, стремления работать на пользу коллектива, привычки к систематическому выполнению обязанностей. Приучать благодарить дежурных за оказанную услугу, относиться с уважением к их труду.
· На дежурство по столовой назначается по 2 ребёнка.
· Дежурные заходят пораньше, моют руки, надевают фартуки, косынки или колпачки и полностью сервируют стол в соответствии с числом детей и убирают после еды.
Частично дети убирают каждый сам за собой. Каждый ребёнок после еды отодвигает свою тарелку на середину стола, складывает её на другие (если пом. воспитателя не успела её убрать, а чашку с блюдцем относит на раздаточный стол (блюдца на стопку, а чашку на поднос).
· Дежурные должны убирать посуду, салфетницы, хлебницы, скатерти, чтобы, не задерживаясь, лечь спать вместе с другими детьми.
· Дети благодарят дежурных за оказанную помощь.
· Дети должны сами твёрдо знать очерёдность своего дежурства и без напоминания приступать к нему.
Дежурные должны накрывать на стол в соответствии с меню, которое должно быть им известно от воспитателя.
· Воспитатель проверяет выполнение дежурными их работы, делает соответствующую оценку и привлекает к ней детей.
· Увеличиваются требования к темпу работы, проявлению организованности в её процессе, деловитости и самостоятельности.
· Работа дежурных должна сочетаться с самообслуживанием детей.
· Дежурные сами или с помощью воспитателя распределяют, кто что будет делать.
· Воспитатель обращается к ним как к своим помощникам, учит их выполнять задание ловко, экономными приёмами, подбадривает неумелых, одобряет инициативу и старательность.
ДЕЖУРСТВО ПО СТОЛОВОЙ
I младшая группа. (2-3 лет)
Поручения: учат ставить на стол салатницы (без салфеток)
учат ставить на стол хлебницы (без хлеба)
II младшая группа. (3-4 лет)
1) Знакомство с обязанностями дежурных со 2-го полугодия
2) Поручения: учат ставить на стол салатницы и хлебницы (без хлеба)
раскладывать ложки, вилки
учат расставлять тарелки.
3) Взрослый накрывает на стол вместе с ребёнком, затем, ребенок накрывает стол с незначительной помощью воспитателя.
4) Дети дежурят за теми столами, за которыми сидят
5) Дежурные должны быть в «униформе» (фартуки, косынки)
6) Само дежурство должно доставлять радость детям.
7) Закрепляются навыки в играх «Накроем стол для кукол», «День рождения мишки», «Ничего не забыли?», «Ничего не перепутали?»; рассказ воспитателя без наглядного сопровождения – «Помощники» Н. Калининой: «Саша с Алёшей помогали накрывать на стол. Все сели обедать. Суп налили. А есть нечем. Вот так помощники! Стол накрыли, а ложки не положили».