Людмила Михайловна Яковлева
Консультация для родителей детей раннего возраста «Как активизировать словарь ребёнка в раннем возрасте?»
▼ Скачать + Заказать документы
Речь – это деятельность, в процессе которой люди общаются друг с другом при посредстве родного языка. Важно различать понимание речи (пассивный словарь) и произнесение слов – активная речь (активный словарь). Понимание речи происходит раньше активного её освоения. Пассивный словарь всегда шире, чем активный. Впервые годы жизни необходимо расширять понимание речи взрослого и формировать активный словарь ребёнка.
Приёмы обогащения и уточнения словаря.
Публикация «Консультация для родителей детей раннего возраста „Как активизировать словарь ребёнка в раннем возрасте?“» размещена в разделах
Показ с названием. Знакомя ребёнка с новым объектом, необходимо вместе с ним внимательно рассмотреть предмет, сообщив его название. А так же показ сочетаем с активными действиями по обследованию предмета. Пример – Посмотри это кастрюля. У нее есть две ручки, для того чтобы ее поднимать.
Объяснение назначения предмета. Этот приём усиливает интерес ребёнка к слову, обеспечивает понимание его. Пример – Это вешалка. На нее вешают одежду. Это чайник – в нем чай.
Использование взрослым нового слова в сочетании с разными знакомыми словами. Пример – клюёт. Курочка клюёт. У неё клюв. Цыплята тоже клюют.
Просьбы, предполагающие ответ действием. Пример – Найди, покажи, принеси пожалуйста…Такой приём нужно использовать чаще, так как он показывает, усваивает ли ребёнок материал и как интенсивно.
Приёмы для активизации словаря.
Вопросы. Этот приём помогает усвоить взаимосвязь и последовательность действий, характеризующую ситуацию в целом. Пример - Кто? Что? Что делаешь? И так далее.
Договаривание детьми слов. Используется при совместном составлении рассказов на бытовые или иные темы. Пример – Взрослый - Курочка. Дети - Ряба. Взрослый- Мишка Дети - Косолапый.
Действия с игрушками. В первой части занятия воспитатель (родитель) показывает действия с предметом или игрушкой. Затем предлагает повторить слова и действия детям. Пример Взрослый качает куклу и приговаривает ей. – Спи Маша. Спи маленькая. Закрывай глазки. Баю – бай.
Дидактические упражнения. Они разнообразны и предполагают употребление слов относящихся к разным частям речи. Используются предметы или игрушки реалистично выглядящие. Пример – Чей малыш? Кто так говорит? Кто тебя позвал?
Пример дидактических игр и упражнений с детьми 2-3 лет.
Устроим зайке комнату. Цель. Формировать умение узнавать и называть предметы мебели (стол, стул, шкаф, кровать). Оборудование Игрушка заяц, игрушечная мебель. Вноситься зайка, которому негде жить. Детям предлагается обустроить домик для зайчика. Взрослый - На чем зайка будет сидеть? Дети – на стуле. Взрослый - А где зайка будет спать? Дети – на кровати. Взрослый – А куда зайка повесит одежду? Дети – В шкаф.
Фрукты яблоко и апельсин. Цель. Активизировать в словаре детей слова, описывающие качественные признаки и свойства отдельных предметов (круглый, кислый, сладкий, катается) Оборудование. Яблоко, апельсин, мяч. Взрослый показывает детям яблоко. Что это? Дети – яблоко. Какой оно формы? Дети – круглое. Взрослый - Какое яблоко на вкус сладкое или кислое? Дети - сладкое. Взрослый показывает апельсин. Взрослый – Что это? Дети – Апельсин. Какой он формы? Дети – круглый. Какой апельсин на вкус – сладкий или кислый? Дети – Сладкий. Взрослый начинает катать по очереди начинает катать фрукты. Взрослый - Посмотрите - яблоко / апельсин катается, как мяч. Мячик круглый и яблоко/ апельсин круглый. Давайте покатаем по очереди яблоко, апельсин, мяч.
Где живут животные? Цель. Формировать умение отвечать на вопрос взрослого, завершение фразы произнесенной взрослым. Оборудование. Игрушки – мишка, зайка, кошка, собака. Взрослый вносит игрушки животных и просит по очереди назвать их. Взрослый - Кто это? Дети – собака, кошка, медведь, заяц. Взрослый просит показать части тела у всех животных по очереди. Взрослый – Покажи голову… Покажи туловище… Покажи лапы…. Покажи хвост… Взрослый просит назвать где живёт животное. Взрослый при замешательстве детей уточняет, где живут звери. Взрослый - Кошка и собака живут в доме. Они домашние животные. А медведь и заяц живут в лесу. Они дикие животные. Медведь живёт в берлоге. А заяц под кустом. Так же можно предложить детям изобразить, как разговаривают звери. Взрослый - Собака лает. Дети – гав - гав. Взрослый – Кошка мяукает. Дети – мяу – мяу. Взрослый - Медведь ревёт. Дети - ууу. Взрослый – заяц верещит. Дети – ть-ть –ть.